Книга Клеопатры (Александрийский период, ок.III-IVвек н.э.)
1.(...)
2. Начинаю ныне, о философы, эту книгу
золочения и серебрения, написанную о диспуте между Комарием и мудрой
Клеопатрой. Книга наша — не изложение другой нашей книги о сияниях и сущностях;
эта книга учителя Комария, философа и верховного жреца, адресованная мудрой
Клеопатре.
3. (Итак) Комарий философ преподает
Клеопатре тайную философию; он восседает на троне, сокрытой философии
причастный. Он поведал о тайном знании понимающим и показал рукой, что все есть
Единица; и (так) сказал о четырех стихиях:
4. «Земля утверждена на водах, воды же
— на вершинах гор. Возьми, о Клеопатра, землю, сущую на водах, и создай
тело духовное, дух квасцов: это похоже на землю и на огонь; с одной стороны
— теплотой — на огонь, а с другой — сухостью — на землю. Воды же, сущие на
вершинах гор, похожи на воздух холодностью, на воду влажностью, и на огонь.
Вот! Из одной жемчужины, и еще одной, ты, о Клеопатра, получаешь всю тинктуру».
5. Постигнув то, что написал Комарий,
Клеопатра стала изучать вещие слова других философов: как разделить на четыре
стадии прекрасную философию, которая учит открывать в природных сущностях (их)
материю и образ действий различения ее. «Так и мы, — (говорили они), — исследуя
прекрасную философию, нашли, что она делится на четыре стадии, и открыли
происхождение всякой природной сущности. Первая стадия — окрашивание в черный
цвет, вторая — в белый, третья — в желтый и четвертая — в фиолетовый. Далее,
каждая из упомянутых стадий не существует в каком-либо виде, кроме как сама по
себе и как средоточие стихий, по порядку из нее исходящих. Меж почернением и
убелением, а также меж пожелтением и окрашиванием в фиолетовый цвет находятся
иссушение и промывание видов, меж убелением и пожелтением — плавление золота, а
меж пожелтением и убелением — разделение состава надвое.
6. Исполнение (Деяния) — это обработка
с помощью устройства в вид< женской груди; во-первых, длительное отделение
жидкостей от пепла, с которым они перемешаны; во-вторых, — иссушение смеси вод
и влажного пепла; в-третьих — освобождение видов семикратным обжигом в чреве
сосуда из Аскалона, то есть обеление и исчезновение черноты видов под
действием огня; в-четвертых — пожелтение, когда в соединении с другими —
желтыми — водами создается воскообразное вещество для желаемого пожелтения;
в-пятых — плавление, ведущее от пожелтения к золочению. Пожелтение, как-уже
сказано, — это разделение состава надвое. Когда произошло разделение, одна
часть соединяется с жидкостями, желтыми и белыми, другая же предназначена для
того, чтобы плавить то. чего ты желаешь. Далее, иозис — окрашивание и
фиолетовый цвет — представляет собой разложение, разложение видов; то есть
иозис и разложение — это исполнение знака, свершение круговорота золочения,
иозис иозиса и разложение. И нам, о друзья, следует действовать таким же
образом, когда мы желаем овладеть этим прекрасным искусством».
7. Потом Клеопатра сказала философам:
«Обратите внимание на природу растений — откуда происходят они. Одни нисходят с
гор и из земли рождаются, иные из долин восходят, иные поднимаются от равнин.
Взгляните также, как развиваются они: собирать их вам следует в надлежащих
местах и в особые дни; вы будете брать их на морских островах и в стране самой
возвышенной. Взгляните на воздух, который служит им, со всех сторон их
пищей окружая, чтобы они не ослабели и не умерли. Взгляните на божественную
воду, которая поит их, и на воздух, управляющий ими, ибо едина сущность всякого
вещества».
8. В ответ Останес и те, кто были
с ним, сказали Клеопатре: «В тебе сокрыта вся тайна необычная и приводящая в
трепет. Объясни нам и о стихиях; расскажи, как высочайшее нисходит к нижайшему
и как нижайшее восходит к высочайшему, как к высочайшему приближается среднее,
чтобы с ним соединиться, и как они соединяются; и что такое стихия по отношению
к ним; и как нисходят благословенные воды, чтобы посетить мертвых —
распростертых, закованных и угнетенных во тьме и маке Аида; и как проникает
лекарство жизни и пробуждает их; как они встают от сна; как проникают новые '
воды в изголовье (их) ложа — на ложе рожденные и вместе со светом пришедшие, и
облако их носит, и восходит из моря облако, несущее воды, и радуются философы,
созерцая то, что открывается им».
9. Клеопатра же сказала им: «Воды,
проникая, пробуждая тела и духи, заточенные и бессильные. Ибо они преданы на
мучения и заключены в Аид, но постепенно развиваются и восходят, облекаясь
разнообразными цветами (радуги) — прославленные, как цветы весной, и сама весна
радуется и блистает в расцвете, который ее объемлет.
10. Я говорю вам, имеющим ясный ум:
когда вы удаляете с их (естественных) мест растения, стихии и камни, они
являются весьма расцветшими — или не расцветшими, если все это не испытано
огнем. Когда же огонь облечет их славой и ясным цветом, тогда проявится
еще более великая сокрытая сила, вожделенная красота и возлиянность, которая
пресуществлена в божественность. Ибо в огне взлелеяны они — как зародыш,
лелеемый во чреве, возрастает мало-помалу; когда же приближается установленный
месяц, нет ему препятствий для выхода. Такова власть этого искусства,
достойного удивления: бури и волны, друг за другом следующие, повреждают
мертвые (тела) в Аиде и в гробнице, в которой они лежат. А когда откроется
гробница, полными жизни восстанут еще недавно мертвые из Аида, как дитя из
чрева. Философы же, созерцая красоту, как нежная мать — рожденное ею дитя,
изумляются в радости и стремятся тогда вскормить дитя с помощью этого
искусства, где вместо молока — воды. Ибо искусство подражает дитяти, когда оно
как бы формируется и совершенствуется во всем. Вот тайна, сокрытая под печатью.
11. Теперь я объясню вам, где находятся
стихии и растения; говорить же буду загадками. Взойди на кровлю высочайшую, на
гору, густо поросшую деревьями; и вот скала под деревьями на вершине. Возьми из
скалы мышьяк, чтобы божественно убелить его. И вот в середине горы, ниже
мышьяка, находится его супруга, с которой он соединяется, с которой получает
наслаждение. И радуется природа в природе, и без этого не соединяется. Затем
сойди в море Египта и выведи с собой наверх из песка, из источника так
называемый нитр. Соедини их друг с другом и выведи наружу красоту
все-тинктуры. Без этого нет соединения, ибо мера этого — супруга. Вот
(как) природа соответствует природе. Когда ты все соединишь в равной мере,
тогда восторжествуют природные сущности над природными сущностями и будут
наслаждаться друг в друге.
12. Смотрите, мудрецы, и постигайте. Ибо
вот полнота искусства сочетающихся жениха и невесты, которые стали Одним.
Вот растения и их различия. Вот — я сказала вам всю истину и еще скажу вам:
смотрите и постигайте, как поднимаются из моря облака, которые несут
благословенные воды; они поят земли и взращивают семена и цветы. Подобным
образом и наше облако, выходя из нашей стихии, несет божественные воды и поит
растения и стихии, не нуждаясь ни в чем, (что происходит) из других земель.
13. Вот, о братья, тайна необычная,
совершенно неизвестная; вот истина, которая вам явлена. Смотрите, как поите
земли свои и как лелеете семена свои, чтобы собрать зрелый плод. Слушайте же,
постигайте и тщательно исследуйте то, что я говорю. Возьмите от четырех стихий
мышьяк, (возьмите) высочайшее и нижайшее, шероховатое и рыжее, в
равновесии мужского пола и женского, чтобы они сочетались друг с другом. Ибо
как птица в тепле согревает и доводит до совершенства свои яйца, так и вы
согревайте и доводите до совершенства произведения ваши; выведя их наружу и
напоив божественными водами на солнце и в местах накаленных, обжигайте в
мягком огне вместе с молоком девы и предохраняйте от дыма Заключите их в
Аиде и вновь выведите, осторожно приводя и движение, пока их состав не
приобретет твердость и не перестанет подвергаться действию огня. Тогда возьмите
(их) из огня, а когда соединятся душа и дух и станут Одним, нанесите их на тело
из серебра и получите золото, которого нет и сокровищницах царей.
14. Вот тайна философов; и отцы наши
заклинали вас не раскрывать ее и не обнародовать, ибо она касается божественной
идеи и божественного действия. Ведь божественно то, что доводит до совершенства
божественные сущности, соединившись с божеством; так дух овладевает телом, и
смертные (тела) одушевляются и, получая дух, исшедший (некогда) из них,
вступают друг с другом в отношения господства и подчинения. Над телами же
словно бы властвует дух темный и зловонный, полный тщеславия и уныния, — чтобы
они не убедились, не подучили красоту и цвет, которыми (их) облекает Творец (ибо тело, дух и душа ослабляются простертой [над ними) тьмой).
15..Когда же этот дух темный и
зловонный отвергнут, чтобы не появился ни цвет, ни запах тьмы, тогда озаряется
светом тело и радуется душа и дух, ибо удалилась тьма от тела. И взывает душа к
озаренному телу: «Восстань из Аида, воскресни из могилы и пробудись от тьмы:
облекли тебя одухотворение и обожение после того, как прозвучал голос
Воскресения и лекарство жизни вошло к тебе». Дух же снова радуется в теле,
в котором есть душа; она стремится побуждаемая радостью, в объятия тела и
обнимает его, и не властна над ним тьма, ибо оно получило свет и более не
пребывает отдельно от него вовеки. И радуется (дух) в жилище души, ибо оно,
сокрытое (прежде) во тьме, оказалось исполненным света. И (душа) соединяется с
ним, поскольку оно стало божественным, подобно ей, и обитает в ней. Ибо облек
его свет божества и убежала от него тьма, и все соединились в любви —
тело, душа и дух — и стали Одним, и в этом сокрыта тайна. В их схождении друг к
другу свершилось таинство; запечатлено жилище, и воздвиглась статуя,
исполненная света и божественности. Ибо огонь их соединил и пресуществил, и из
его лона вышли они.
16. Подобным образом — и из лона вод, и
из лона воздуха. который служит им; он вывел их от мрака к свету, от скорби к
веселью, от болезни к здоровью и от смерти к жизни; и блеск их божественной
славой духовной, которой они прежде не были облечены. В них сокрыто все
таинство, и (в них) пребывает неизменное Божество. Благодаря их мужеству тела
вступают и спять друг с другом; выходя из земли, облекаются светом и
божественной славой, после того, как они выросли согласно природе, и изменили
облик, и от сна восстали, и из Аида вышли. Лоно огня их породило, и из его лона
облекла их слава; оно привело (их) к одному и тому же единству. Завершен образ тела, души и духа, и они стали Одним. Ибо огонь подчинен воде, а земля
воздуху. Подобным образом и воздух (связан) с огнем, земля с водой, огонь и
вода с землей, вода с воздухом — и они стали Одним. Из растений и паров
рождается Одно, из природы по божественному промыслу рождается божественное,
пронизывая всю природу и господствуя (над ней). Вот как господствуют природные
сущности над природными сущностями и побеждаются (ими); благодаря этому
изменяются природные сущности и тела, и все, что (проистекает) из их природы — после
того как летучее проникло в нелетучее и господствующее — в то, что не
господствует, и соединились друг с другом.
17. Такова тайна, (которую) мы узнали,
о братья, от Бога и от отца нашего, достопочтенного Камария, философа и
верховного жреца. Вот я поведал вам — чтобы вы уверовали, братья, — всю истину,
сокрытую у многих мудрецов и пророков». Сказали ей философы: «Ты посвятила нас,
о Клеопатра, в го, что поведала нам. Блаженно чрево, которое тебя носило». И
вновь к ним обратилась Клеопатра: «Тела небесные и божественные мистерии — вот
о чем возвещено вам через меня. Посредством их превращения и изменения
пресуществляются природные сущности и облекаются славой непознаваемой и
неизъяснимой, которой они прежде не имели». И сказал мудрец: «Поведай нам, о Клеопатра,
еще вот о чем. Почему написано: искусство есть таинство вихря тел, подобного
колесу, и это таинство — как бы вращение, и ось мира, и обители, и башни, и
воинские станы, облеченные славой?». И ответила Клеопатра: «Прекрасное
определение дали ему философы, так было определено Творцом и Господом
всяческих, И вот говорю вам, что ось мира четырьмя (стихиями) будет вращаться и
никогда не остановится. Так установлено в нашей стране — стране Эфиопской,
из которой берут растения и камни, и божественные тела; их там поместил Бог, а
не человек. В каждом (из этих тел) посеял Творец (какое-либо) свойство: одно
зеленеет, а другое не зеленеет; одно сухое, одно — влажное; одно способно
сохранять, одно — разделять; одно господствует, одно — уступает власть. При
встрече же друг с другом они друг над другом господствуют, и одно тело в другом
радуется, и одно другому передает блистание. И получается Одна Природа, которая
улавливает все природные сущности и господствует (над ними), и это Одно
побеждает всякую природу — и огня, и земли — и изменяет всякое свойство ее. И
вот скажу вам о вершине (таинства), когда оно свершается, (когда) рождается
лекарство смертное, которое устремляется в тело. Оно проходит в тела, как будто
проникает в собственное тело, ибо и жару и разложении рождается лекарство,
которое беспрепятственно устремляется во всякое тело. Тогда достигнет
полноты искусство философии».