Философ Теофраст о Священном Искусстве
Среди ранних алхимических трактатов, есть несколько произведений выпадающих из общего формата подачи информации. Речь идет об стихотворной форме, которая была нова в то время в качестве подачи алхимических идей. До нас дошли четыре трактата под именами (псевдонимами) Гелиодора, Теофраста, Архелая и Иеротея, написанных в стихотворной форме, которые датируются 7-8 веками н.э. и написаны в Византии. Некоторые исследователи считают, что все четыре произведения написаны одним автором, под различными именами.
Мы софисты, и риторы тоже,
Нам повезло и мы ведем самую мудрую жизнь;
Мы знаем природу сотворенных вещей,
Виды элементов, и понимаем, как, путем тесного соединения каждого с каждым, они стремятся
К одной новой форме, самой прекрасной и совершенно удивительной,
С наполненным сияющим великолепием, ее составляющим
Что она дарует богатство и великую награду.
Но больше всего мы согласны с одним утверждением
Все смертные должны быть учены и дисциплинированы
И обучены мудростью школы софистов,
Чтобы они могли стать совершенными людьми,
Чтобы они знали границы царства природы,
(Как все вещи процветают, смешиваются и переплетаются)
И последнее, чтобы они не могли ничего говорить, кроме
Словами, которые говорили мудрые древние.
Эти учителя призывают всех смертных быть мудрыми
Чтобы получить наставления в мистическом знании
О священных обрядах, смысл которых они раскрывают
Скорее делами, чем обычными словами.
Мы, точно предсказываем, где будут звезды,
Знаем их природу, высоту и интервалы,
Их затмения, восходы и закаты,
Их границы и то, что они предвещают,
Не поймем мы неверно их знаки, хотя они далеко от всех нас,
Ибо когда помогает знающий разум
Наше зрение видит такими, какие они есть.
Мы знаем правду о том, что находится в небе
Высшем и не игнорируем
Его исполнение, ибо мы все воспринимаем
И делаем все очевидным для смертных умов,
Как показывает наш опыт.
Но кроме того, раскрываем мы причины,
Каждого недуга в человеческом теле;
Практическим опытом наша школа исследует
Науку, искусство и цели медицины,
Успешный прогноз наш показывает ясно
Каким болезням суждено проявиться
И как лучше излечить их или предохраниться;
Результаты также приводят нас к предсказанию
Про смерть от болезни вдали от родного дома.
Мудрость наша не только знает пути
Которыми можно узнать все болезни и недуг,
- Поразительные чудеса, которые потрясают -
Но и мы очень точно о растениях знаем,
(Их качества, смеси и виды),
И вкус сока, и материю каждого.
Изобразили все классы растущих растений
Для нашего прогноза и всеми их тайнами,
Мы также знаем камней все цвета и виды,
Места, где производятся металлы
И все их свойства как хорошие, так и плохие.
Множество видов существ в море и реках
Известны нам и все их многие формы;
Мы учим людей их природе, плохой и хорошей,
Одних использовать, других остерегаться.
Мы также не пренебрегаем различными птицами,
Странных по форме и тех кто убивает себе подобных,
Те, кто по своей природе полезны человеку,
И таким образом вносят пользу в радости жизни.
Мы описываем виды и классы рептилий,
И все живое имеет свое место внутри
Нашего каталога. И все сказанное без фальши
Ибо каждое слово там правда.
Все, что мы рассказали и сделали людям
Это все для их пользы и блага в их жизни.
Как же тогда эти гнусные критики с нас осуждением,
Те, кто в учении тайном бездарный,
И кто софистической мудростью обделенный?
Как они могут вещать, что мы, софисты, ложь говорим
Своими собственными умами, жалко искалеченными
Не думают и не размышляют о вещах божественных?
Они задаются вопросом, как можно сделать золото,
Как может измениться то, что имеет природу фиксированную,
Первоначально помещенной туда божественным Демиургом,
Кто сформировал субстанцию, которая не измена во времени
С самого раннего, изначального времени
Была ее обителью и местом покоя;
Они говорят, что золото соблюдает все принципы без изменений,
И ничто не преобразуется из класса
Или вида, в котором произошло его происхождение.
Те, кто так говорит, умом своим не пользуются
И ничего не понимают, что имеет на себе печать истины.
Но мы покажем завершение нашего искусства,
Самое полезное окончание для быстрого усвоения,
Ведь ничего иного ему не нужно кроме этого единственного
Из которого все вещи по своей природе производятся.
Из четырех трансформаций Времени узри путь
Которым работа наиболее умело завершает
Преобразования софистического искусства.
Зима, холодная и влажная, управляет холодом;
Мимолетные облака несут его высоко
Чтобы промочить землю и оживить семена;
Пройдет три месяца, и его срок истечет.
За ним весна приходит с влагой и теплом;
Благодаря ей земля расцветает цветами
Всех видов; ее время также проходит
После трех месяцев превращений.
Следующее лето, очень сухое и теплое;
Благодаря ему земное лоно освобождается от сырости
И, согретый от зябкости, готовый вынашивать;
Его время тоже закончится.
Осень быстро за ним приближается,
С сухостью и холодом в котором увы
Вся красота цветов уничтожена;
Ее ход еще через три месяца также пройденный.
Через эти четыре превращения Солнце следует;
И совершает свой путь за дюжину месяцев
Что образует год и проливает свой свет на все
Под всем небом. Великолепие его лучей
Наполняет всю землю мягким теплом нарастающим;
И быстрым ходом своим вызывает вещи к жизни
И заставляет нежным теплом распускаться все деревья.
От него Луна получает свой сверкающий свет
И все блуждающие звезды, семь планет,
И точно так же те, чьи сияющие сферы неподвижны.
Так что понимайте в работе, как обращать
Четыре изменения в одну простую форму
И из четырех завершить работу,
Семь цветов, как и семь планет,
Откуда природа берет свои виды, роды и формы,
Откуда металл Луны имеет побелевший оттенок
И откуда исходит желтый принцип
(Он дает вторичный великолепный фиолетовый оттенок)
Который осветляя все тела окрашивает их
В яркий золотой цвет солнца.
Белый, усиленный трижды в огне,
За три дня все изменяется совершенно
К прочному желтому цвету, который потом
Придаст свой оттенок любой побелевшей форме.
Эта способность окрашивать и придавать форму производит золото
И таким образом открывается удивительное чудо.
Хотя он и не камень, но все же сделан камнем
Из металла, имеющего три ипостаси,
За что камень ценится и широко известен;
И все же все невежественные ищут повсюду
Как будто приз был не совсем рядом.
Лишенный почитания камень все же найден
Имеет внутри священную тайну,
Сокровище, скрытое и все же открытое для всех.
Оттуда появляется дракон, который обнаруживается погружением
В лошадиные экскременты на двадцать дней,
Пожирает свой хвост, пока от него ничего не останется.
Это дракон, которого называют Уроборос,
Он белый на вид и имеет пятнистую кожу,
И имеет форму и фигуры самые странные на вид.
Когда он родился он возник из теплоты
И влажная субстанция объединила их.
Тесное объятие мужского и женского рода,
- Союз, который произошел в пределах моря -
Породил этого дракона, как уже было сказано;
Чудовище опаляющее огнем всю землю,
Со всей своей мощью и показной защитой,
Он плывет и приходит в место внутри
Потоков Нила; его блестящая кожа
И все полосы, что опоясывают его вокруг
Яркие, как золото, и сияют точками света.
Захвати этого дракона и убей с умелым искусством
Внутри моря, быстро владей своим ножом
С двойными краями горячими и влажными, а затем,
Его туша, разделенная пополам, поднимает
Желчь (gall) и выносит ее почерневшую форму,
Все отяжелело под весом землистой желчи;
Оттуда поднимаются огромные облака дымящегося тумана
И становятся достаточно плотными при подъеме
Чтобы перенести дракона с моря
И поднять его наверх в теплое место,
Влага воздуха облегчает его фигуру
И поддерживает форму; тогда будь предельно осторожен
Чтобы не сжечь его субстанции, чтобы избежать
Изменения его природы в божественном потоке
При охлаждении остатка; затем вылей меркурий
В зияющую урну и когда ее поток
Священной жидкости перестает течь, смывай
Прочь с осторожностью почерневший шлак земли.
Таким образом осветив то что скрывала тьма
Внутри драконьих внутренностей ты увидишь
Тайну, невыразимую на свету;
Ибо он будет сиять необычайно ярко и ясно,
И, будучи окрашенным в идеальный белый цвет во всем,
Будет открыт с удивительным блеском,
Его чернота была полностью изменена на белизну;
Ибо когда поток облачной вода течет по нему
Она очищает каждое темную и землистую окраску.
Таким образом он легко освобождает себя
Выпив нектар, хотя и был совершенно мертвый;
Он изливает на смертных все свое богатство
И с его помощью рожденные на Земле получают поддержку
Изобилия в жизни, когда они нашли
Чудесную тайну, которая, будучи зафиксированной
Превратится в серебро, ослепительно яркое в своем роде,
Металл, не имеющий ничего земного,
Такой яркий, чистый и удивительно белый.
А потом снова схвати этого дракона изменившегося на белого
(Как я уже сказал, эта перемена была сотворена Богом,
С помощью дважды выполненной альбифакции)
И снова убей его огненным ножом
Извлеки все его кровь, которая фонтанирует раскаленным
И красный, как сияющее пламя, цветом.
Затем погрузи драконью шкуру в кровь
Которая вытекала из кровавой раны на его животе
(Как ты погружаешь выбеленную одежду в краску
Из пурпурного мурекса); так ты получишь
Ослепительную славу, сияющую, как солнце,
Хорошей формы и радующей сердце
Смертных, которые видят ее великолепие.
Они восхваляют этот дар мудрыми и радостными словами
Как единственный божественно посланный и великий по достоинству;
И так они говорят и выражают свою благодарность.
О Божественное Делание, благоугодное и немногословное!
О блестящая красота однозначно ясная!
О брак и соединение, самые прославленные!
О муж, в Единый союз вступивший!
О жена, объединенная глубокой привязанностью!
О отпрыски прославленные и исполненные славы!
О отпрыски великолепия, света и достоинства!
О одеяние, покрытое золотом и серебром!
О великая мантия, яркая, как снег!
О металл, изобилующий сверкающим серебром!
О чистая освежающая река моря!
О вода, которая освободила рыхлую землю!
О эфир, поднимающийся высоко над землей!
О облака, превратившиеся из черноты в белизну!
О сверкающая цветная слава небес!
О Свет, освещающий все под небесами!
О яркие и сияющие созвездия!
О лунный свет, отраженный от солнца!
О солнце, чьи стремительные лучи рождают золото!
С них начинается работа каждого мудреца
Пожинать на практике достойное завершение;
В тебе появляется объект нашего поиска;
Ты сияешь рассеивая свой чудесный свет,
Сокровище самое желанное, все наполнено жемчугом;
Приносящее богатство смертным людям.
Кто же тогда созерцая великую вселенную
Который ты мудро сотворил, - хорошо продуманную
Действием, выполненную единством искусства,
И верой вдохновляющей в славных делах -
Не будет ли зачарованно поражен своим удивлением?
Он будет превозносить безграничное провидение
Бога разума и восхвалять за сострадание
Что он, мудрость, и многообразие свое,
Нам возвещает. Как Господь милостивый
Он желает всему человечеству счастливой жизни
И наживать богатство своими действиями.
Тогда давайте с благоговением определим жизненный путь
Держась ясного света маяка благочестия,
Наши пути озаряются благочестивыми деяниями,
И для соседей и для гостей;
И днем и ночью вознесенными молитвами
Мы расплачиваемся за обожание, как мудрые слуги,
К Господу Богу, всевидящему Царю всего сущего,
И просим прощения за наши прегрешения
И чтобы все родные от опасности были избавлены
И от искушений высвобождаются, как только они появляются;
И давайте никогда не будем браться за действия
Если только мы не воздадим хвалу Богу,
Отцу, родившего единственного сына,
Сыну, святое слово от Бога поведшего,
Духу Святому, от него исходящего,
Ныне, присно, и во веки веков. Аминь.
Перевод: alchemy |