Самая древняя и самая истинная операция древних Философов, но опасная и длинная, производится со смесью Солнца и Меркурия или Серебра и Ртути, которую мы выполнили согласно их наставлениям и при помощи Lumen naturae (Света природы). Мы взяли одну унцию Золота, очищенного сурьмой, шесть унций Серебра, которое оживлялось сублимацией Ртути и подготовили из них смесь обычным способом. Пропустив (профильтровав) через кожу раствор, мы получили три унции смеси: одну унцию Золота и две унции Живого Серебра. Поместив все в герметично закрытый сосуд, мы держали ее на огне около 40 дней, до черной стадии, которую Философы называют Caput Corvi (голова ворона). Мы усилили огонь, пока не начали появляться различные цвета, как Cauda Pavonis (хвост павлина). Здесь мы сделали ошибку. Использованный огонь был слишком сильным, чем нужно было, материя сразу покраснела; поспешное применение огня привело к тому, что никакое превращение не могло быть выполнено, хотя сама материя очень полезна для лечения человеческого тела. Я понимаю, что эта операция возможно и привела к успешному концу, но Режим Огня является очень трудным и опасным, и требует большого промежутка времени и настойчивости. Этот способ использовали древние арабы, такие как, Мориен, Алфидиус, Калид Вавилонянин, Блемидас, Адрос, Абохали, Табид, Хора, Хараб и греки - Олимпиодор, Александринус, Останес, Гелиодорус и Альбугазай, учитель молодого Платона; алхимики прошлых веков - Авгуреллис, Бернард Тревизан, Магистр Госпиталис и Томас де Аквин, если он автор тех книг, распространяемых под его именем. В мое время эта операция была выполнена в Риме Якобусом Бонкомпагнусом, герцогом Сора и Арпино, и Верналкона, великим человеком из Неаполя; но никто из них не достиг правильного результата из-за длины процесса, поскольку, по крайней мере, три года должны быть посвящены этому.
Вторая Операция
Тогда мы провели работу с той же самой смесью, но в другом отношении; вместо обычной Ртути мы взяли живую Ртуть, полученную из Солнца и Луны. Два компонента были соединены с обычной Ртутью, с добавкой фермента золота для сохранения (удержания). Здесь была снова сделана ошибка из-за поспешности и огня, который через несколько месяцев превратил все в красный порошок. Я не считаю, что этот процесс не является стоящим, но пишу, что он требует долгого времени (несколько лет) и опасен из-за режима Огня.
Третья Операция
Иные, которых я знал, работали со смесью (амальгамой) Солнца и Меркурия, к которой добавляли сублимированный мышьяк как среду, присоединяющуюся к этим двум, являющимися Солнцем и Ртутью. Однако они ничего не достигли, потому как, не смогли надолго фиксировать эту материю.
Четвертая Операция
Оставляя смеси (амальгамы), мы начали работать лишь с одним сублимированным Меркурием, согласно учению араба Гебера, хотя мы не понимали тогда хорошо его доктрин. Мы сублимировали несколько раз обычную Ртуть (Mercurium vulgi) с солью и Витриолом (Купоросом). Поместив этот сублимат в герметично закрытый стеклянный сосуд, мы много раз возгоняли и опускали возогнанное, пока Ртуть перестала подниматься и осталась в основании сосуда в форме масла. Посчитав, что это было масло фиксированного сублимированного Меркурия, мы соединили его с небольшими крупинками кристаллического золота и держали в огне, пока материя не приобрела интенсивный красный цвет. Тогда мы выполнили проектирование на Луне и окрасили ее до 24-ой степени (градуса). Но мы ничего не достигли, так как после ускоренного вываривания в азотной кислоте (кислота нитра), лишь одна часть оказалась золотой. Продолжительная работа не была вознаграждена. И в этой и в других операциях, неудача была связана со спешкой в фиксации.
Пятая Операция
Таким образом, не достигнув чего-либо, я вместе с сэром Теодором Ласки (Lacki) выполнил в Риме одну операцию, о которой он узнал у францисканского монаха. Он дал ему унцию готовой медицины и научил, как ее умножить, но не обучил ее приготовлению. Операция монаха была такая: одна унция Ртути, сублимированной семь раз и четыре унции Извести Луны; все вместе смешать на камне и затем, сублимировать в стеклянном сосуде на слабом огне много раз, после чего, Ртуть более не сублимируется и остается на дне сосуда вместе с Известью Луны. После того, как это произошло, следует добавить вторую унцию сублимированной Ртути и зафиксировать, как описано выше; повторять это умножение можно бесконечно. Сэр Ласки (Lacki) проделывал все это в Болонье, умножая унцию, данную ему монахом и преобразующую Венеру в самую прекрасную Луну. Однако когда он хотел продемонстрировать процесс Бонкомпагно в Риме, проделывая все с начала, он не смог ничего добиться, потому что был не способен подготовить Известь Луны. Я описываю эту операцию, чтобы быть правдивым, так как она согласуется с истинными доктринами и предписаниями Философов; а так же потому что я продал серебро, сделанное эти способом, в то время как Бонкомпагно дал несколько тысяч сэру Ласки, когда увидел проектирование медицины на Венеру. Однако, поскольку сэр Ласки не знал начало, монах утаил его, не было никакой последующей выгоды от этой операции.
Шестая Операция
Мы так же делали, это была первая операция в Венеции, с аббатом Джакобо Бусенело (Iacobo Busenelo) (он еще жив и в его распоряжении, я видел немного порошка Камня Философов), Белый Эликсир, из масла Мышьяка и масла Луны, поглощенных маслом винного камня и растворенного влажностью в масло, и сгущенного в ванне золы (пепла). Он окрашивал Венеру, но не противостоял испытанию огня. Мы так же получали (в Венеции) маленькие камни из Солнца, Марса и Венеры и получали тинктуру, но это было непостоянным в огне.
Седьмая Операция
Мы приготавливали масла из Солнца и Луны, для мацерирования (размачивания) несовершенных тел. Из солнца, изготавливалось с королевской водой, а из Луны - с азотной кислотой, полученной из Витриола (Купороса) и селитры. Однако после длительного гниения они не становились реальными маслами, потому как, редуцировались (сокращались) снова в металлические тела. Мы заметили, что сильные воды не растворяют металлические тела, а лишь кальцинируют их. Так же в Венеции, мы проделывали множество попыток с Юпитером и Сатурном, но безрезультатно; потому что, Аристотель писал во второй книге Физики: "Не все сформировано из всякого зародыша, а лишь из определенного". И он же пишет в книге "О животных": "Ничто не формируется из любого (всякого) зародыша, а лишь из единственного (определенного), и только от этого".
Восьмая Операция
Впоследствии, оставляя предыдущие работы, мы извлекли тинктуру Солнца из золота, духом вина, согласно описанию Теофрастуса (Theophrastus). На дне сосуда получилось тяжелое и беловатое Тело, из которого мы сделали живое Серебро, а затем, из него получили масло, которое соединили с Тинктурой, извлеченной из золота. Мы держали массу на Огне Лампы в течение девяти месяцев до свертывания (сгущения) ее в красный прозрачный Камень; мы полагали, что получили истинный Эликсир. Однако, когда мы выполнили проектирование, сначала на Ртути, а затем на Серебре, результат испарился в огне, к нашему большому разочарованию.
Девятая Операция
Мы решили изучить работы Раймонда Луллия, который казался нам авторитетным автором и практиком разумных операций. Сначала мы приготовили его Растительный растворитель. Мы кальцинировали винный камень отражательным огнем, пока он не побелел, и затем, растворили во влажности в масло; затем, после фильтрования, мы сгустили его в золовой ванне. Затем, мы растворяли, фильтровали и сгущали много раз, пока не осталось ничего земного, и материя стала прозрачной и яркой, как горный хрусталь. Мы вылили на материю дух Вина и извлекли душу тартара повторной дистилляцией, пока тартар не испускал дым на раскаленном листе меди. Тогда мы кальцинировали тартар в самом сильном огне в течение трех дней, пока он не стал пористым, словно губка. Затем мы все это помещали в сосуд с длинной шеей и добавляли живой дух Вина, держа в водном вываривании около двух дней. Потом мы растворили Флегму, отделенную от земли, пропитанную с ее душой. Мы добавили больше духа Вина и действовали до тех пор, пока земля не поглотила весь дух и душу. Извлекая из ванны, мы поместили в золовую ванну и подвергли сублимационному огню в течение двадцати четырех часов, выдерживая этот сорт огня. На стенках сосуда сублимировалась соль Вина, вида, как жемчуг, которую Раймонд Луллий назвал неферментированным Камнем. Мы взяли четыре унции этой соли и двенадцать унций отлично ректифицированного духа вина и соединили их. При дистилляции этого, мы растворили солнце в этой массе и разложили в ванне в течение философского месяца. После этого, мы отделили растительную воду и обнаружили в осадке резину золота, которая была летучей (изменчивой); нужно затратить много времени, чтобы фиксировать это; таким образом мы сделали медицину, для излечения человеческого тела. Далее я не смог продолжать, так как направлялся в Польшу.
Десятая Операция
Я приготовил, уже в Польше, животный растворитель Раймундуса, которым усовершенствовал Меркурианскую воду, сделанную из сублимированного Меркурия и белого куриного яйца. Эта вода растворяла Солнце и Луну, но по завершению работы, я не смог зафиксировать ее каким-либо способом. С растворителем, полученным из животной соли и Меркурианской воды, я растворил Луну и дистиллировал все в Перегонном кубе. Затем я растворил Солнце в воде с Луной. Но когда все зафиксировалось, вся моя работа, оказалось, ни на что не была пригодной. Понимая, что Философы использовали в своих работах различный Меркурий, не вульгарный, я приготовил Ртуть из разных несовершенных тел, таких как Марс, Сатурн и Юпитер. Я соединил смесь Ртути и Сатурна с золотом, переваривая с маслом, полученным из поваренной соли и зафиксировал смесь. После помещения в ванну золы, осталось золото, которое я добавлял, но смесь Ртути и Сатурна испарилась. Будучи неудовлетворенным своей работой, я кальцинировал несовершенные тела Марса, Сатурна и Юпитера, извлекая их души духом Вина. Я кальцинировал проклятую землю, добавляя души их Земель и сублимировал от этой оживляемой Земли металлическую природную серу, которую я соотносил к маслу солнца, являющимся серой Сатурна и Марса, а масло Луны - серой Юпитера. Я сгущал все это вместе и затем растворял, повторяя операцию несколько раз. Однако вся работа была ни на что не годна, и я пришел к выводу, что Философский Эликсир не может быть приготовлен из прекрасных тел.
Одиннадцатая Операция
Затем, я начал работать с второстепенными минералами, такими как Антимоний, Минеральная Киноварь, фиксированная Белая Сера и Купорос (Витриол) Золота, путешествуя даже в Падую, к Груми (Grumi), кто работал с этим витриолом больше двадцати лет. Во всех этих вещах я нашел лишь софистику и бесполезные расходы, поскольку существовало древнее правило: тот, кто не имеет, ничего не может дать. Все, что было и сделано современными Художниками, которые не знают, - как говорит Теофилус, - что Философы делают, намерено множество ошибок в своих книгах, не позволяет им достигнуть конца. И Сеньор говорит: "Они ничего не скрыли, кроме предварительной работы, потому что это - самая трудная вещь. Именно поэтому, когда ищущие нашли надлежащую вещь, они не знают, как ее подготовить. Материя не может быть понята, не зная надлежащий путь подготовки".
Двенадцатая Операция
Я знаю других, которые приготовили Эликсир из Витриола (Купороса) и Золота, следующим способом. Они сделали масло Витриола, как обычно, и затем, из мертвой Головы этого купороса извлекли соль дистиллированной водой. Затем, соль была соединена с маслом и циркулировала в водной ванне в течении долгого времени. Они растворили кальцинированное золото в этом, очистив его, и наконец, сгустили все в ванне золы. Однако, они не смогли произвести трансмутацию, хотя это было хорошее лекарство для человеческого тела. Другие делали масло из Антимония и сублимированной ртути. Когда все было хорошо ректифицировано, они растворяли золото в этом, разлагали (путрефицировали) и сгущали множество раз, но ничего не получали. Иные, делали Меркурий и металл из Антимония, но, ни один из них не достиг желательного результата. И я видел различные операции множества людей, которые тоже не достигали завершения искусства. О них писал Аристотель в своей шестой книге, что они должны быть обвинены в слишком буквальном толковании названий и метода работы, но не в рассуждениях. Я самостоятельно сделал много ошибок и видел, что и другие повторяют их. Все мы, как говорит Али (Hali), правильно окончили первую работу, но были не в состоянии понять вторую, и так же, испытывали недостаток в нужной уверенности. Без этого не может быть продолжение первой части. Таким образом, мы блуждали вблизи цели и остались без результатов. Первая часть не будет продолжена, если не соединится со второй, потому что, вторая часть - ключ ко всей работе. Поэтому, Балгус (Balgus) говорит в "Turba Philosophorum": "Когда-то я видел человека, который понял Эликсир, таким же образом, как я его делаю. Однако он не достигал результата из-за резкости своего характера, неправильно понимая идею Ключа, нетерпения в выполнении процесса и чрезмерной поспешности целого понимания". Подведя итоги предыдущих попыток, я говорю, что после многих экспериментов и чтения множества книг, понял, что древние Философы, понимая трудности, длительность и опасность некоторых операций, неуверенность в других операциях, нашли более безопасный путь, который близко придерживается одного и того же естественного пути. Однако они немного написали об этом, поэтому нет ни одной книги, в которой было бы об этом, более десяти понятных слов. Древние Философы, изучив происхождение, поколения и умножение металлов, так же и их болезни (вмешательство, вызванное Солнцем и Луной), обнаружили средство удаления дефектов и излечения их болезней. Они нашли в металлах определенное вещество, защищающее их так, чтобы они небыли сожжены, ни огнем, ни их собственной серой, столь изобилующей в них. Они назвали это вещество Фиксированным Философским Меркурием. Оно может быть выявлено во всех металлах, одним путем и одним методом, без различных разделений, растворений, сублимаций и фиксаций; потому что, оно само себя растворяет, очищает, сгущает, сублимирует и фиксирует, и делает себя плавким без любой опасности и заботы. Это самая большая тайна из всех тайн; нет никакого определенного или более короткого пути, чем этот, ведущий через фиксированный Меркурий Металлов, поэтому, Вы не сможете сделать ошибку и при этом, повредить свою работу огнем. Поскольку нельзя фиксировать вещество, которое уже фиксировано. Позвольте нам (как пишет араб Гебер в книге "De Perfectione Magisterii") поклониться Великому и сильному Богу, создавшему Меркурий и давшему ему прочность и большие свойства. Вероятно было бы невозможно найти в Природе любую иную вещь, обладающую столь великолепной силой. Меркурий - превосходит огонь: мало того, что он не побежден огнем, но даже является дружественный огню и отдыхает в нем с радостью.
Аристотель в "Темах": "Нельзя достигнуть истины, если не знать ошибок".
Из первой книги "Этики": "Тот - хороший судья, кто должным образом оценивает вещи, которые он знает."
Текст, из манускрипта: Michał Sędziwój, Traktat o kamieniu filozoficznym (Michael Sendivogius, Treatise on Philosopher's Stone), Warszawa, (Biblioteka Problemów 164).
alchemy, удивительный текст. Интереснейшая информация и читается, как разговор с доброжелательным наставником. Благодарю за перевод. И вас, postgardner, тоже благодарю.
Текст замечателен тем, что акцентирует на многие ошибки (ловушки), в которые и по сей день попадают исследователи алхимии. Спасибо за комментарий и за "наводку" на это произведение.
Всегда приятно узнать, что ты не один такой идиот , и Мастера, до того как стать Мастерами проделали тоже длинный Путь работы со всякими материями. Очень интересно, спасибо.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]