[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 41234»
Форум » Теория Алхимии » Теоретические изыскания, предположения, размышления » Исторические корни Алхимии (академический взгляд на вопрос)
Исторические корни Алхимии
ErraДата: Пятница, 03.06.2016, 09:52 | Сообщение # 1
Пишущий
Группа: Пользователи
Сообщений: 235
Статус: Offline
По предложению alchemy создаю эту тему. Если у кого-то есть интересные книги, статьи или диссертации по данному вопросу, будет интересно обсудить
 
МарихуаннаДата: Пятница, 03.06.2016, 12:24 | Сообщение # 2
Алхимик
Группа: Проверенные
Сообщений: 533
Статус: Offline
Еще Земля была раскаленным шаром, а Алхимики уже наполняли до краев свои чаши и пили свои Эликсиры во славу Божью:)
Корни Алхимии нужно искать в ДВЦ. Методы "исторической науки" к Искусству не применимы.


"Кирпич ни с того, ни с сего, никому никогда на голову не упадет. В частности, Вам он не угрожает. Вы умрете другой смертью.." М. Булгаков. "Мастер и Маргарита"
 
ErraДата: Пятница, 03.06.2016, 13:26 | Сообщение # 3
Пишущий
Группа: Пользователи
Сообщений: 235
Статус: Offline
Цитата Марихуанна ()
Методы "исторической науки" к Искусству не применимы.

милая Марихуанна, я  с Вами в корне не согласен, но переубеждать не буду. Искусство передается через людей и тексты, и путь их можно проследить исторически. И исторически же можно проследить как менялись идеи и методики и почему сейчас имеем, что имеем. Я очень много раз слышал, что методы "исторической науки к буддизму/даосизму/христианству/ещечертегознаетчему не примернимы, а потом выяснялось, что вся эта сакральность яйца выеденного не стоит, а попы тамошних религий сами не понимают чем занимаются и вместо попыток разобраться предпочитают плодить суеверия и верить в  мракобесие. Именно с такого отношения и начинается вырождение учения. Так что, если Вы со мной не согласны, прошу не спорить в этой теме, здесь давайте обсуждать только сабж, а как к нему кто относится - его личное дело
 
МарихуаннаДата: Пятница, 03.06.2016, 14:53 | Сообщение # 4
Алхимик
Группа: Проверенные
Сообщений: 533
Статус: Offline
Цитата Erra ()
Искусство передается через людей и тексты, и путь их можно проследить исторически

Да, можно. Но это будет не история Алхимии, а история текстов об Алхимии. Искусство Алхимии -- это наследие Древних Высших Цивилизаций. Это аксиома. Поэтому считайте что там, где ДВЦ оставили наибольшее количество памятников, дошедших до наших дней, там оно и зародилось, но уже как Искусство человеческой расы. И это -- Древний Египет.   
У вас есть другая версия?


"Кирпич ни с того, ни с сего, никому никогда на голову не упадет. В частности, Вам он не угрожает. Вы умрете другой смертью.." М. Булгаков. "Мастер и Маргарита"
 
alchemyДата: Пятница, 03.06.2016, 23:06 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1881
Статус: Offline
"С одинаковым основанием можно допустить, как это сделал еще Бертло, что название «химия» происходит от древнеегипетского слова chemi или chuma, означающего «чернозем» и одновременно название всей страны (Египта). Этому слову на латинском языке (на это ранее никто не обращал внимания) соответствует слово humus, т. е. «земля».
Большинство историков химии склонны считать слово «химия» производным от древнеегипетского названия Chemi и объяснять, исходя отсюда, что в первоначальном значении под названием «химия» понималась область знания, которая занимается минералами и вообще произведениями недр земли. Некоторые авторы, исходя из толкования этого же названия, полагают, что химия в древности считалась «черным искусством», примыкающим к «черной магии»."
Н.А.Фигуровский, "Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в." Издательство "Наука", Москва, 1969 г.

"Собственно же химическая наука, считавшаяся священной, охранялась жреческой кастой, как ценный и выгодный клад, проникать в тайны которого могли только немногие избранные. Из найденых надписей явствует, что храмы соединялись с лабораториями, где производились химические операции всякого рода (напр. в Дендере, Эдфу и проч.)."
Мейер "История химии от древнейших времен до настоящих дней", 1899 г.

"Зосима и Олимпиодор, смотрели на иероглифические надписи, как на писания имеющие алхимический смысл. Эти надписи имели и репутацию талисманов, предназначенных охранять сокровища, находящиеся в помещениях пирамид. Кажется, что описание некоторых химических операций было действительно отмечено на памятниках, но это было очень редко, поэтому ничего подобного мы не смогли обнаружить в наше время..."
Berthelot, M "Les origines de l'alchimie".

"Представляют интерес некоторые химические слова, имеющие две этимологии: египетскую, более настоящую, и греческую, появившуюся позднее, скорее как слово в транскрипции более древнего термина."
Berthelot, M. Collection des anciens alchimistes grecs

"Узнайте в каких местах земли Тебалда (Thébalde) приготавливается металлический блеск: Cléopolis (Héracléopolis); Alycoprios (Lycopolis); Aphrodite; Apolenos (Apollinopolis); Eléphantine."
Berthelot, M. Collection des anciens alchimistes grecs
 
svitfДата: Четверг, 09.06.2016, 07:34 | Сообщение # 6
Практик
Группа: Проверенные
Сообщений: 383
Статус: Offline
Нашел статью где видно что более ранних сведений об алхимии в Египте чем времена Демокрита из Болоса не сохранилось, видать Диоклетиан постарался.

1

Начало химии скрывается в таинственном мраке и неизвестно даже про-
исхождение названия «химия». Только в последнее время могилы Египта и
изыскания филологов и химиков начинают проливать некоторый свет в этот
мрак.
Прежде первым, кто заговорил о химии, считался астролог Фирмик Ма-
тери (Firmicus Maternus), который, написал свой астрологический учебник в
336 году по р. X. В 3 книге находится одно место, где говорится о влиянии
Луны в доме Сатурна и родившимся под этим созвездием обещается scientiam
alchimiae. Но так как прежние ученые знали, что алхимию впервые соз-
дали Арабы, то они читали вместо «alchimiae» просто «chimiae» и утвержда-
ли, что так стоит в изданиях Фирмика. Новейшие исследования показали, что
все это место есть грубая подделка магистра Иоанна Ангела, который в 1488
году в своем сочинении «Opus Astrolabii» произвольно пополнил текст; это
дополнение вошло в Неаполитанское издание, и оттуда в первые издания
(Венеция, 1497 и 1499 г.)
Таким образом, единственным источником, свидетельствующим о слове
«химия», остается Зосим из Панополиса в Египте, один из главных предста-
вителей алхимии в 4 веке по р. X. К еврейской легенде о начале искусства
разделять металлы, которую мы упомянем позже, он присоединяет замеча-
ние, что первая книга в этом роде принадлежит пророку Хемхесу и отсюда и
происходит слово «химия». Попытки произвести слово «химия» из Египет-
ского слова «хеми», означающего «черный» в том смысле, что слово это зна-
чит или «Египет» (черная земля) или «черный», как первоначальное состоя-
ние металла перед его обработкой, так как он «белением» и «желтением»
должен потом превратиться в золото, тоже возбуждают сомнения. Академик
Дильс наиболее вероятным считает, что слово «хима», обозначающее у Гип-
пократа, у семидесяти толковников и в прочих идущих из Египта сочинениях
скусство лить металлы, и дало начало нашему слову «химия». Итак, слово
«химия» не алхимическое, а техническое и означает искусство лить металлы,
что подтверждается многочисленными древними источниками и легендар-
ными рассказами о начале этого искусства.
Тот же Зосим передает о первых зачатках этого искусства следующую
легенду. Это искусство происходит от злых ангелов, которые, после изгнания
первых людей из рая, ухаживали за их дочерьми и, взамен этого, открыли
людям все тайны природы. Эта легенда имеет сходство с книгой Бытия, где в
главе 6 говорится: «и начали люди размножаться на земле и рождались у них
дочери и видели сыновья божеские, как хороши дочери человеческие и брали
их в жены». Из этого ядра еврейская легенда в последнем веке перед р. X.
создала целый рассказ, который содержится в книге Еноха, отчасти сохра-
нившейся в греческом переводе. В 6 главе рассказывается о падении 200 ан-
гелов, которые соединились с дочерьми человеческими и в благодарность за
2
их уступчивость научили их волшебным средствам, лекарственным корням и
растениям. Один из ангелов, по имени Азазел, научил людей приготовлению
мечей, щитов и панцырей, познакомил их с металлами и их обработкой, обу-
чил их приготовлению браслетов, украшений, румян, употреблению и обра-
ботке драгоценных камней и приготовлению красок.
В этой, часто повторяющейся, легенде достойно внимания, что металлы,
драгоценные камни и краски считаются изобретениями злого духа и состав-
ляют так называемую впоследствии «химию», и что эта техника или химия
рассматривается как нечто проклятое, как дело рук диавола. Это объясняется
той формой, в которой древняя химия проявилась в Александрийском мире.
Автор книги «Енох» является отголоском воззрения, господствовавшего на
исходе греческого времени, на которое оказал влияние обширный универ-
сального характера труд научно-технического характера, носящий название
«Демокрит», который оказывал влияние на естественнонаучную, сельскохо-
зяйственную, медицинскую и техническую литературу последующего време-
ни до конца Средних Веков. Это сочинение возникло в Египте около 200 года
до р. X. и представляет сборник всех химико-технических знаний, собранных
с востока и запада, из больших библиотек и храмов Египта, из греческих и
негреческих источников в Александрии, центре тогдашней учености, миро-
вой торговли и мировой промышленности. Автор этого сборника — некий
Болос, живший около 250— 150 г. до р. X. Он составил из греческой науки,
египетской технической практики и из старо-персидских фантастических
сочинений, приписываемых. Останесу и Зороастру, большую естественно-
историческую энциклопедию, обнимавшую собою людей, зверей, растения,
металлы и камни. Она носит название «О симпатии и антипатии живых су-
ществ, растений и камней» и содержит в себе огромный материал, собранный
с явным намерением—открыть внутреннюю связь различных царств природы
в симпатии и антипатии их явлений; это, конечно, происходит лишь при по-
мощи самого грубого суеверия и фантастического произвола. Автор опубли-
ковал этот труд под названием «Демокрит», так как этот последний отличал-
ся разнообразием своих интересов и своей близостью к восточной мудрости,
и представлялся особенно подходящим представителем этих тайных наук.
Из этого источника делался ряд извлечений и переработок; между ними
для химии и для образующейся в тиши алхимии важным является извлечение
(в четырех томах) из той части энциклопедии, которая посвящена крашению.
Оно носило название «физика и мистика Демокрита». К сожалению, до нас
дошли лишь неполные и испорченные последующими добавлениями перера-
ботки, так что невозможно восстановить с достоверностию первоначальный
текст.
К сожалению, из греческих времен до нас дошли лишь немногие свиде-
тельства, дающие нам указания относительно содержания сочинения Волоса,
служащего основанием «физики». Посидоний приписывает «Демокриту»,
кроме других технических изобретений, также искусственное изготовление
драгоценных камней. Так как в стокгольмском химическом папирусе, о кото-
3
ром мы еще скажем впоследствии, совершенно подобным образом описыва-
ется изготовление фальшивых изумрудов, то нет сомнения в том, что сочине-
ние Волоса содержало главу о драгоценных камнях и об их искусственном
изготовлении, тем более, что упоминаемый в начале папируса Анаксилай
специально указывает, что рецепты а 1 и 12 для подделки серебра взяты из
Демокрита. Также и Плиний приводит упомянутое изготовление изумрудов
из кристаллов, и прибавляет, что есть книги об этом искусстве подделки, но
он их не желает назвать (exstant comrnentarii auctorum, quos non equidem demonstrabo).
К двум, таким образом установленным главам (или книгам) Де-
мокрита о серебре и драгоценных камнях надо еще прибавить главы о золоте
и об окраске пурпуром. Таким образом, получается почти тот объем химиче-
ских учений, который в книге «Енох» упоминается как дар павшего ангела
Азазела. Мы видим, что это сочинетние, как и вся почти алхимистическая
литература, носит двойственный характер; с одной стороны, в ней описаны
действительно технически возможные, служащие для определенной цели
процессы, а с другой стороны, натурфилософская гностическая мистика, свя-
занная с религиозными формулами, философскими нелепыми цитатами, ок-
культной магией и колдовством, смесь разумного и бессмысленного, грече-
ское знание и восточное суеверие.
Между глубокомысленными поговорками, которые Демокрит будто бы
узнал от своего учителя, старого магика Останеса, одна из самых знаменитых
есть та, которая касается искусства делать золото и держалась очень долго,
вплоть до новых времен:
Одна природа радуется другой,
Одна природа принуждает другую,
Одна природа побеждает другую.
Волшебная поговорка эта указывает на первичное родство всех веществ
между собою и на возможность из одного вещества, при помощи надлежа-
щих операций, получать другое. Так как алхимия с древних времен занима-
лась превращением металлов один в другой и желала проникнуть в тайну—
из меди делать серебро, а из серебра золото, то этой поговорке приписыва-
лась большая важность. Всю эту веру в получение золота мы поймем только
тогда, когда узнаем, что в Египте, как и вообще в древности, большую роль
играл электрон, часто встречающийся в природе сплав золота с серебром. Так
как из этого электрона (по египетски «азем») можно было выделить как чис-
тое серебро, так и чистое золото, то и вообще верили в искусство один какой-
нибудь металл превращать в любой другой.
Эти эмпирические взгляды, почерпнутые из практики обработки метал-
лов, полудлили в Египте, когда туда в 3 веке до р. X. проникла греческая фи-
лософия, ученый характер. Единство материи, которое составляло основу
старой ионической философии Фалеса, убеждение, что все вещества суть
только изменения одной первичной материи и могут переходить одно в дру-
4
гое, огонь в воздух, воздух в воду, вода в землю, и обратно, господствует, за
немногими исключениями, во всей древней физике. Даже Платон и Аристо-
тель, принявшие учение Эмпедокла о четырех элементах, допускают перехо-
ды их один в другой. Но главным символом позднейшей алхимии было «
 »; Олимпиодор говорит в комментариях на Зосима: «Химес примкнул
к Пармениду, говоря: «Единое есть Все, Единым существует Все. Ибо если
бы Единое не содержало Всего, Все было бы ничем»». Поэтому в алхимии
это изречение встречается заключенным в кольцо из змеи, кусающей свой
хвост, как первичная тайна.
Не так давно на эти воззрения древних смотрели свысока и придавали
им мало цены. Если что считалось в химии незыблемым, так это существова-
ние 70 элементов, которые не могут переходить один в другой, но при всех
обстоятельствах удерживают свое постоянство. Новейшие открытия химии,
связанные с радием и его превращениями, заставили, однако, смотреть на
мечты древних алхимиков о единстве материи и ее превращаемости более
снисходительно.
Конечно, операции для получения «священной воды» и «философского
камня», которые сочинения греческих химиков описывают непонятным и
высокопарным слогом, не имеют никакого технического значения. Но есть
целый ряд сочинений, содержащих технические рецепты, и хотя они питают-
ся из тех же источников к цитируют «Демокрита» и его переработки, однако
свободны от теософического, «философского и чудесного тумана и ограни-
чиваются лишь технически необходимым или, по крайней мере, кажущимся
необходимым. Эти книги, также как и два древние папируса, написаны прак-
тиками для практических целей. Наоборот, специально алхимическая литера-
тура избегает подробного сообщения рецептов, более всего занимаясь «фило-
софским камнем» и «божественной водой». Если же она и дает рецепты, то
они так запутаны высокопарными описаниями, скрытыми именами и мисти-
ческим туманом, что явно видно намерение скорее скрыть тайну «святого
искусства», чем открыть ее. И поэтому алхимистические авторы, которые
писали слишком откровенно, подвергались порицанию, напротив, «Демок-
рит» и «Мария»1 почитались за их загадочный «мудрый» язык.
Хотя вышеупомянутый Останес столь часто упоминается как первичный
учитель магии и алхимистической мудрости в позднейших химических сочи-
нениях, но мы видим уже из Плиния, что эта традиция никоим образом не
ограничивается темными столетиями позднейших императоров и Византии.
Напротив, авторы, жившие ранее Плиния, и писавшие об оккультных науках,
знают этого Останеса и волшебный магический туман его восточной мудро-
сти. Было бы совершенно произвольным— считать, что этот мистический
характер свойственен только первой части ссылающегося на Останеса и дру-
1 Марию, еврейку, Зосим называет сестрою Моисея; она из меди и свинца составила соеди-
нение металов, которое называлось «яйцом философов», из которого можно было получить все,
что угодно. Она описала много химических аппаратов, но так называемую «Марьину баню» ей
приписывают неправильно.
5
гих неясных авторов отделения псевдодемокритовой энциклопедии Волоса,
занимающегося людьми и их болезнями, животными и растениями, а вторая
часть, которая трактует о неорганической природе, и занимается металлами,
драгоценными камнями, жемчужинами и окраской пурпуром, написана будто
бы чисто технически и трактуется без мистики. Зачем из-за двух химических
книг, содержащих рецепты, которые выдержаны в чисто техническом духе,
автор откажется и в этом отделении от того, что особенно притягивало его,
тесно связанного с александрийским пифогореизмом и что обещало ему в его
время широкое распространение его труда?
В общем надо признать, что мистический характер древней химии, то
что мы называем алхимией, ведет свое начало из греческих времен и именно
из пифагорейских кругов Египта. В это же время появилась под именем Не-
хепсо египетская переработка халдейского толкования звезд, положившая
начало астрологии, автором которой по-видимому, является тот же Волос.
Теперь обратимся к двум счастливо сохранившимся древнейшим бума-
гам о химии, к двум папирусам, идущим из 3 века по р. X. и найденным в
1828 году в Египте, при разрытии одной фиванской могилы, которая когда то
заключала в себе тело большого любителя волшебной литературы и оккульт-
ных знаний. Вместе с несколькими свертками, содержащими колдовские за-
клинания, было найдено два химических сочинения, относящихся, как и дру-
гие найденные папирусы, к 3 веку по р. X, В конце этого века Диоклетиан,
только что подавивший кровавое восстание в Египте, приказал сжечь старые
книги, трактовавшие о выделке золота, чтобы отнять у обитателей Египта
средства обогащаться посредством применения этих тайных искусств, т.-е.
посредством мошеннической подделки полноценного металла для изготовле-
ния монеты. К этим осужденным книгам принадлежат и оба химические па-
пируса и обладатель их может быть взял их с собою в гроб для того, чтобы
избавить своих наследников от неприятностей. Оба папируса пролежали до
90-х годов прошлого столетия, прежде чем сделались известными ученому
миру. Оба папируса великолепно написаны каллиграфически, ужасно орфо-
графически и совершенно не повреждены. Один из них попал в Лейден и был
опубликован лишь в 1885 году; он носит название «Papyrus Leidensis X».
Другой, «Papyrus Holmensis», был куплен в 1828 году в Египте норвежско-
шведским вицеконсулом Анастази и подарен шведской Академии Наук в
Стокгольме, где и заснул опять мертвым сном, пока его не передали в Упса-
лу, где его не особенно давно пробудил к жизни один шведский филолог1.
Оба папируса взаимно дополняют друг друга; Лейденский папирус открывает
нам тайны египетской подделки металлов и пурпура, а Стогольмский папи-
рус, хотя в нем не хватает начала, о золотых сплавах, содержит между рецеп-
тами для серебра и очень обширным отделом о крашении пурпуром, главу о
жемчуге и драгоценнных камнях, которой до сих пор не хватало.
Уже из этого можно заключить, что оба эти папируса воспроизводят со-
1 Papyrus Holmiensis, Rezepte fur Silber, Steine und Purpur, bearbeitet von Otto Lager-crantz,
Upsala (Universitatsschrift) 1913.
6
держание старой книги «Демокрит», которая говорила в четырых книгах
(главах) о золоте, серебре, драгоценных камнях и жемчуге1 и, наконец, о
пурпуре. Но как позднейшие алхимисты в мночисленных извлечениях и пе-
реработках изменяли первоначальный текст «Демокрита», так и в обоих со-
хранившихся папирусах, которые являются древнейшими дошедшими до нас
сочинениями по химии, демокритовское содержание тоже изменено и раз-
бросано. Лейденский папирус содержит 101 рецепт, которые касаются, глав-
ным образом, подражания и подделки благородных металлов. Стокгольмский
содержит 152 рецепта, из которых только 9 относятся к металлам, а 73 каса-
ются драгоценных камней и жемчуга. Остальные 70 рецептов относятся к
крашению пурпуром и вайдой.
Из металлических сплавов в особенности говорится об изготовлении
вышеупомянутого азема. Для изготовления сплавов применяется медь, олово,
ртуть, свинец, латунь, мышьяковые руды, а иногда и чистое серебро.
Таким образом удается получить электрон с золотистым или серебряным
блеском, и один сорт настолько похож на настоящий «что даже специалисты
обманываются насчет его происхождения».
Окраске металлических смесей придается очень важное значение, и это
значение подчеркивается во всей алхимической литературе. Медь белением
переводится в серебро, а желтением — в золото. Медь белится соединениями
мышьяка, олова и свинца, золотой же блеск сообщается ей золочением через
огонь или поверхностной золотой окраской холодным путем
Наряду с золочением помощью ртути, которое способно выдержать про-
бу, рекомендуется кажущееся золочение при помощи лака.
Особую главу в этих сборниках рецептов, также как и в позднейших по-
добных сочинениях из Средних Веков, составляет хризография, т.е. искусст-
во украшать манускрипты золотыми чернилами. И здесь также «рядом» с
разведением настоящего листового золота на белке или на гумми стоят деше-
вые суррогаты (соединения свинца и серы, шафран, желчь).
Кроме окраски металлов рассматривается подробно также и их количе-
ственное изменение, увеличение. Так, смешением меди с препаратами соли
или квасцами достигается удвоение, а примесью меди и олова — утроение.
Не нужно думать, что дело идет исключительно об обмане. Наоборот,
всей древности, и до более поздних времен, свойственно представление, что,
подобно тому, как брошенное в землю одно зерно приносит стократную жат-
ву, подобно тому, как маленький кусочек дрожжей делает кислой всю массу
теста, так и небольшой кусочек чистого металла, если о ним поступить над-
лежащим образом, дает неограниченное количество чистого металла. Старая
поговорка, приписываемая Изиде, гласит «Зерно приносит зерно, человек
человека, так и золото приносит золото». Поэтому в химической литературе
говорится, в переносном смысле о тесте (), которое всходит от дрожжей
и растет в объеме. Затем слово massa перешло в латинский язык и таким об-
1 Жемчуг причислялся к драгоценным камням.
7
разом этот алхимический термин сделался одним из распространенных вы-
ражений во всех европейских языках. В обоих химических папирусах часто
говорится о «неисчерпаемой массе» ( 

), которая служит к
тому, чтобы из кусочка нейзильбера создавать все новые количества ней-
зильбера.
Рассмотрения, касающиеся жемчуга и драгоценных камней, говорят об
их чистке и полировке, но прежде всего — о подражании этим дорогим ук-
рашениям. Так, жемчуг готовится из порошка слюды, замешенной в тесто с
воском и ртутью, тесто это переминается с адрагантовой камедью и яичным
белком в коровьем молоке и из него формуются жемчужины, которые про-
сверливаются, пока они еще влажны. Затем их высушивают и полируют.
«Тогда они красивее настоящих» ( 

    


).
Большую роль играет окраска драгоценных камней, для чего, главным
образом, годятся пористые камни, как например, так называемый, «табазис»,
который «привозится из Египта». Здесь речь идет, как показал ученый Липп-
манн, о наростах, состоящих из кремневой кислоты и находящихся в между-
узлиях остиндского бамбука; эти наросты издавна вывозились из Индии. Так
как индийские товары шли через Красное море в египетские гавани и затем
по Нилу переправлялись вниз, в Дельту, то становится понятным, при проис-
хождении этой литературы из Александрии, выражение «привозится из
Египта», потому что жителя Александрии не причисляли свой город к Егип-
ту.
На первом плане из драгоценных камней стоит изумруд, для изготовле-
ния и окраски которого в особенности употреблялись соединения меди.
Предварительно камни должны быть обработаны погружением их в уксус
или квасцы. Далее упомиминаются рубин, гранат, аметист, берилл и т. д.
Технически наиболее интересною представляется глава о красящих ве-
ществах и о крашении. Сперва перечисляются признаки хороших красок:
вайды, шарлаха, орселя, чистотела, квасцов, марены, купороса. Но верх кра-
сильного искусства составляет подражание настоящему пурпуру при помощи
дешевых суррогатов. Папирус говорит буквально следующее:
«Держи рецепт втайне. Ибо пурпур необыкновенно красив в краске.
Возьми пену вайды, как ее доставляют красильщики (т.е. вайдиндиго) и
ввозной алканны столько же (пена легка на вес). Разотри хорошенько смесь в
стиральной чашке. Алканна растворится в вайде и отдаст ей свою силу. Затем
возьми красильного лаку, или из кермесса, что будет лучше, или зернистого
лаку и положи эти зерна в ступу с половинным количеством вайдовой пены,
погрузи туда шерсть и крась не травя. Ты увидишь, что пурпур будет неопи-
суемо хорош».
Нет недостатка в рецептах, чтобы получить великолепный пурпур и го-
рячим путем. Что касается происхождения этих рецептов, то автор не делает
из этого тайны. Вначале стоит наставление к получению нейзильбера; за ним
следует второе, с пометкой «другое». Но это вначале сопровождается заме-
8
чанием «Анаксилай приписывает также и следующее Демокриту». Старый
материал псевдодемокрита, лежащий в основании всей алхимической лите-
ратуры, передан также и здесь, по крайней мере отчасти, Анаксилаем, о кото-
ром мы знаем, что на него часто ссылается Плиний в своей большой естест-
венной истории. Так, Плиний приписывает ему шутку — заставить казаться
лица гостей бледными как у мертвецов, что достигается при помощи паров
серы. Другой подобный опыт делает всех черными, как негры. У отца церкви
Ипполита имеется описание разных фокусов, идущее из того же источника.
Этот Анаксилай был в 28 году до р. X. изгнан из Италии за колдовство.
Все эти сочинения имеют общую черту — они боятся света; они распро-
странены как тайное учение только в известных кругах. Народ смотрит на
этих темных людей со страхом и отвращением, правительства подозревают и
преследуют их. От чего это происходит? Каким образом могло случиться, что
техника, которая тогда владела уже ценными знаниями о природе и методами
фабрикации, способными подымать общую культуру, не развивалась свобод-
но, а тысячу с лишним лет брела в темноте?
Оба химические папируса дают ответ и на этот вопрос. Мы уже упоми-
нали о примечании, гласящем, по поводу изготовления нейзильбера: «Таким
образом получается серебро первейшей доброты, так что даже специалисты
(
 ) не замечают, что оно получено такой обработкой». Подобным же
образом, имитация берилла производится так, что «даже специалисты не за-
мечают». Это намерение, не только публику, но и специалистов ввести в за-
блуждение, выдавая малоценные сплавы за чистые благородные металлы,
повело к установлению технического названия, которое, подобно слову «мас-
са», также вошло во всеобщее употребление и в средние века и в новейшее
время. Как известно, в настоящее время в горном деле называют «обманка-
ми» некоторые сернистые металлы не металлического или полуметалличе-
ского вида, которые «обманывают» насчет содержания в них руды, так они
или совсем не содержат руды, или содержат ее в смеси с другими вещества-
ми. Совершенно так же выражается автор стокгольмского папируса, говоря в
заключение своего рецепта об изготовлении имитации серебра: «и когда ты
вынешь металл из тигля, то получишь обманку (
 , обман глаз),
которая благодаря смешению отвешенных составных частей (серебра, меди и
ртути) показывает вполне вид настоящего серебра».
Для кого же назначались эти сборники рецептов? Наверное уж не для
специалистов-ремесленников, так как выше, в рецепте для пурпура, рекомен-
дуется вещества получать готовыми от красильщиков. Стало быть, этот ре-
цепт, который рекомендуется держать втайне, назначен не для красильщиков.
Еще менее, конечно, он назначается для широкой публики. Не остается ниче-
го другого, как искать и автора и обладателя этих книг в тех кругах, которые
с давних пор имели привилегию заниматься драгоценными камнями и при-
влекать науку и технику для своих религиозных фокусов. Это жрецы то-
гдашних храмов. О тайнах мастерских для изготовления золота нам расска-
зывает храм в Дендере и другие египетские документы; о чудесном медика-
9
менте «Кифи», который египетские жрецы готовили под пение священных
песен, нам рассказывает Плутарх; о глубокой тайне, в которой древние хими-
ки держали свои знания, которые сообщались только жрецам, рассказывает
Зосим. Поэтому, мы имеем основание считать, что книги, подобные нашим
папирусам, первоначально назначались только для жрецов, заведывавших
храмовыми лабораториями. Однако, в Египте (как позже и в Риме) развилась
частная промышленность, которая, естественно, также должна была иметь
свои сборники рецептов. Мы знаем от Герона, Ипполита и Лукиана, что не-
которые из этих тайных сочинений проникли и в широкую публику, точно
так же как и Плиний часто пользуется Анаксилаем, Псевдодемокритом и
прочей оккультной литературой. Так, у Плиния встречается сообщение об
изготовлении ваз «ниелло», которые показывают черное изображение бога
Анубиса на серебряном или золотом фоне. Это изготовление основано на
получении сернистых соединений, и наставление к их изготовлению из гре-
ческих сборников рецептов перешло разными путями в средние века, как и
многое другое. Тайна этой «Ниеллотехники» находится и у Зосима в книжке
о живописи, носящей название «Маррае clavicula» и представляющей латин-
ский перевод греческого текста, который еще до Карла Великого проник в
Галлию и там был переведен. Эти латинские рецепты часто буквально совпа-
дают с обоими папирусами и с древними сочинениями вообще и получается
впечатление непрерывной традиции технических рецептов в течение тысячи
лет, содержащихся в глубокой тайне. Уже Зосим говорит о клятве держать
все в тайне, и оба папируса также рекомендуют таковую. Неизменно враж-
дебное отношение, которое встречали к себе подозреваемые в магии химики
и естествоиспытатели как во времена императоров, так и позже, со стороны
церкви и государства, понуждало занимающихся ими к крайней осторожно-
сти. Например, в «Маррае clavicula» есть рецепт алкоголя, но он дан шифром.
Роджер Бэкон подобным же образом скрыл тайну пороха. И, однако, он же
был первым, который восстал против всяких тайн и показал, что все тайны
объясняются естественным путем, и что понятие «магия» есть глупая выдум-
ка. Правда, за свои смелые нападки на средневековое невежество, на мона-
стырские заблуждения и на идущее рядом с этим нравственное одичание мо-
нашества он десять лет отсидел в тюрьме Но дорога была проложена. Он
предсказывает великие открытия, о которых тогда никто еще и не думал. Он
пишет:
«Я хочу упомянуть о некоторых изумительных сооружениях природы и
искусства, в которых нисколько не участвует магия, которых еще не сущест-
вует, но они могли бы существовать, хотя ни один магик в мире не в состя-
нии их сделать. Могли бы быть такие орудия, при помощи которых большие
корабли, управляемые одним только человеком, неслись бы по морю с боль-
шею быстротою, нежели на всех парусах. Можно бы соорудить такие экипа-
жи, в которые не будут впряжены животные, но они помчатся с необычайной
быстротою. Можно бы устроить аппарат для летания, так что человек, спо-
койно и удобно сидя в нем и рассматривая все его окружающее, рассекал бы
10
воздух искусственными крыльями, в роде тех, что имеются у птиц. Возможно
было бы при помощи небольшого орудия поднимать огромные тяжести.
Можно устроить такое орудие, которое дало бы возможность одному челове-
ку притянуть к себе насильно целую тысячу человек разом. Наконец, можно
устроить и такой аппарат, который даст возможность человеку ходить по дну
рек и морей без малейшей опасности».
Если припомнить, что это написано в тринадцатом веке, то предсказание
Бэконом парохода, автомобиля и аэроплана надо считать по истине чудесным
пророчеством, оправдывающим данное ему прозвание «doctor mirabilis».
Как мы уже говорили, чем далее, тем все больше и больше пробивало
себе дорогу свободное мышление, число людей, которые считали природу не
врагом человека, а другом и помощником, все увеличивалось. Ни границе 13
и 14 столетия спирт начал входить в употребление. Взрывчатая сила давно
известного пороха делается общим достоянием. Человечество начинает осво-
бождаться от стеснительной опеки и само решает — что хорошо и что дурно.
Технические знания, служившие до сих пор часто для забавы или обмана, все
более и более служат на пользу человеческой культуре и после того, как хи-
мия в конце XVIII столетия в руках Лавуазье становится наукой, она теперь
становится во главе всех наук и устанавливает теснейшую связь между нау-
кой и техникой, которая характеризует наше время.
————————
Источник: Очерки по истории техники. Вып. 2. / Под ред. проф. А. И.
Сидорова. — М.: Гос. техн. изд-во, 1928.


Сообщение отредактировал svitf - Четверг, 09.06.2016, 15:46
 
alchemyДата: Пятница, 10.06.2016, 00:06 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1881
Статус: Offline
Цитата svitf ()
что более ранних сведений об алхимии в Египте чем времена Демокрита из Болоса не сохранилось

Да, дошедшие до нас отрывки псевдо-Демокрита "Физика и мистика" фактически самые первые сведения о классической алхимии. Интересно, что информация (поданная псевдо-Демокритом) имела четкую структурированную форму (некий базис), плюс отменная практика. Кроме того, форма некоторых текстов осталась характерной для последующих алхимических текстов.
"Природа наслаждается природой; природа торжествует над природой; природа господствует (овладевает) над природой".
"Я пишу на обычном языке, но святые книги - на не вульгарном языке, так как содержат очень мудрые и мистические древние загадки; эти тайны показали древние правители божественного Египта.
Что же касается меня, то я являюсь твоим другом и поэтому буду использовать здравые загадки, такие, которые никто еще не использовал до меня среди посвященных Египтян. Ты врач, имеющий пробужденный разум, и я буду заботливо и открыто объяснять любые вещи."

И по поводу ртути в другой теме. Вот один из рецептов псевдо-Демокрита:
ИЗГОТОВЛЕНИЕ АЗЕМА
Зафиксируй, следуя правилам, ртуть [слово обозначает наш сублимированный мышьяк], извлеченную из мышьяка или сандарака, или приготовленную как ты знаешь; брось ее на медь и железо, обработанное серой, и металл станет белым.
 
svitfДата: Пятница, 10.06.2016, 13:02 | Сообщение # 8
Практик
Группа: Проверенные
Сообщений: 383
Статус: Offline
А вот нашел и указание на то, что древние Египтяне все таки знакомы были со ртутью: "Документальные сведения о знакомстве древних с ртутью относятся к последним векам до новой эры, однако, как указывает Фестер, ртуть была найдена в одной из египетских гробниц XV или XVI в. до н. э". 
http://lah.ru/konspekt/back/chemistry.htm
Так что если Лукас и не чего не написал про ртуть в Египте, то это мало что значит.
 
alchemyДата: Пятница, 10.06.2016, 22:49 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1881
Статус: Offline
Цитата svitf ()
А вот нашел и указание на то, что древние Египтяне все таки знакомы были со ртутью: "Документальные сведения о знакомстве древних с ртутью относятся к последним векам до новой эры, однако, как указывает Фестер, ртуть была найдена в одной из египетских гробниц XV или XVI в. до н. э".

Не сомневался, что вы все же обратитесь к альтернативщикам... ) Только хотелось бы ссылку на конкретную работу (в статье от ЛАИ) не нашел. Фестеров несколько, и ознакомиться с конкретной работой весьма затруднительно. Оспаривать книгу Лукаса можно и нужно (прошло ведь уже более полувека), но с фактологическим материалом, а его на данный момент, фактически "с гулькин нос" (если он вообще существует).
 
svitfДата: Суббота, 11.06.2016, 06:53 | Сообщение # 10
Практик
Группа: Проверенные
Сообщений: 383
Статус: Offline
Предполагаю, что речь идет об этой книге мне ее не удалось найти, вам там будет легче её достать: Фестер Г. История химической техники. Харьков: Гос. науч.-техн. изд-во, 1938. 304 с.
 
svitfДата: Суббота, 11.06.2016, 13:17 | Сообщение # 11
Практик
Группа: Проверенные
Сообщений: 383
Статус: Offline
Цитата alchemy ()
Не сомневался, что вы все же обратитесь к альтернативщикам.
Дал ссылку на первое попавшееся, а вот ссылка на источник там как раз и указана книга Густава Фестера
http://groh.ru/gro/chem/chemhist.html#2f


Сообщение отредактировал svitf - Суббота, 11.06.2016, 14:17
 
alchemyДата: Воскресенье, 12.06.2016, 01:06 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1881
Статус: Offline
Цитата svitf ()
Предполагаю, что речь идет об этой книге

На русском книгу не нашел, но нашел первоисточник: von Gustav Fester, Die Entwicklung der Chemischen Technik: Bis zu den Anfängen der Grossindustrie Ein Technologisch-Historischer Versuch, 1923г.
Вот интересующий нас текст:
"Das Silber dürfte dort ebenfalls aus dem Norden eingeführt und später durch phönizische Vermittlung aus Spanien bezogen worden sein. Von dort stammt vielleicht auch das Quecksilber, das man in einem ägyptischen Grab aus dem 15. oder 16. Jahrhundert aufgefunden hat. Älteren Datums war jedenfalls die Bekanntschaft mit· dem sogenannten "Asem", wahrscheinlich einer natürlichen Gold-Silberlegierung, die seit dem 3. Jahrtausend aus Nubien eingeführt wurde. Dieses Asem, das griechische Elektron, dessen Name später die allgemeine Bedeutung einer Legierung überhaupt bekommt, hat große Wichtigkeit
für den Ursprung der Alchemie: das aus Gold und Silber erhältliche, scheinbar neue Metall dürfte zuerst den Gedanken der Möglichkeit einer Metallverwandlung nahegelegt haben."
Вы можете воспользоваться любым переводчиком, смысл будет ясен. Ртуть, а скорее всего речь идет о серебряных изделиях содержащих этот металл, привезена финикийцами из Испании, которые продали или подарили серебряные слитки, из которых и были изготовлены украшения или что-там такое. Вот такая история.
 
svitfДата: Воскресенье, 12.06.2016, 07:33 | Сообщение # 13
Практик
Группа: Проверенные
Сообщений: 383
Статус: Offline
Спасибо за отрывок, а то мне не удалось скачать эту книгу из за медленного интернета, а файл докачку не поддерживает. Как раз перевод и подтверждает что речь идет именно о ртути ввозимой предположительно из Испании посредством Финикийцев, почему этот факт замалчивается учеными типа Лукаса это может наводить на определенные мысли, что это делается сознательно:
"Серебро могло бы импортироваться там также с севера позже финикийским посредничеством из Испании. Оттуда происходит, вероятно, также ртуть, которую нашли в египетской могиле из 15-ого или 16-ого столетия. Более древнее было, во всяком случае, знакомство с так называемым "Asem", вероятно, естественный сплав серебра и золота, который ввозился с 3-ьего тысячелетия из Нубии. Этот Asem, греческий электрон, имя которое, вообще, получает позже общее значение сплава, имел большую важностьдля происхождения Alchemie: полученный из золота и серебра , кажущийся новым сначала металл, давал мысль о возможности металлического превращения."
Так что вывод такой: Египтяне знали ртуть еще 3500 лет назад, сведения об этом были уничтожены Диоклетианом, и замалчиваются нынешними учеными.
Еще более древние сведения о использовании ртути находятся в Индии. там при раскопках  Мохенджо-Даро находили изделия из твердой ртути, что явно алхимического происхождения. В текстах Расаяны говорится, что ртуть божественного происхождения и была известна Ариям изначально, по крайней мере тексты записаны около 5000 лет назад при начале калиюги.


Сообщение отредактировал svitf - Воскресенье, 12.06.2016, 07:54
 
alchemyДата: Вторник, 14.06.2016, 22:27 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1881
Статус: Offline
Цитата svitf ()
Как раз перевод и подтверждает что речь идет именно о ртути ввозимой предположительно из Испании посредством Финикийцев, почему этот факт замалчивается учеными типа Лукаса это может наводить на определенные мысли, что это делается сознательно

Это не установленный факт, что ртуть использовалась, так как находки непонятные (нет четких данных). Слово "вероятно" вам что-то говорит? Посмотрите у Лукаса, допустим про платину, есть четкие данные.
Касательно самой информации, то:
"В этих жилах имеется также камень, истекающая из которого вечная жидкость называется ртутью. Она представляет яд для всех вещей и проедает сосуды, просачиваясь насквозь в виде отвратительной жижи. Все плавает поверх ртути, кроме золота; только его она притягивает к себе." Плиний, Естественная история. Речь идет о серебряных рудниках и в частности испанских. То есть, если древние египтяне работали с ртутью, то изделий было бы больше (или информации) и скорее всего, в то время ювелирам попалось серебро загрязненное "ртутным камнем".

Цитата svitf ()
Еще более древние сведения о использовании ртути находятся в Индии

Мы вроде говорим о Древнем Египте, а не об Индии... )
 
svitfДата: Четверг, 16.06.2016, 05:48 | Сообщение # 15
Практик
Группа: Проверенные
Сообщений: 383
Статус: Offline
Цитата alchemy ()
Мы вроде говорим о Древнем Египте, а не об Индии...
Тема вроде о исторических корнях, а не конкретно о Египте, древние а бы что попало в могилы не клали, а клали то с чем человек при жизни сталкивался и что пригодится в следующей жизни, а вот нашел и конкретно что то была именно ртуть и хранилась она в стеклянном контейнере в могиле в Курне:
"The oldest sample of mercury dates to about the fifteenth or sixteen century  B.C.  It was found in an Egyptian tomb at Kurna, stored in a small glass container"
http://www.chemistryexplained.com/elements/L-P/Mercury.html
"Самый древний образец ртути относится приблизительно к пятнадцатому или шестнадцатому столетию до н.э. Он был найден в египетской могиле в Курне, хранившийся в маленьком стеклянном контейнере".
 
Форум » Теория Алхимии » Теоретические изыскания, предположения, размышления » Исторические корни Алхимии (академический взгляд на вопрос)
Страница 1 из 41234»
Поиск:

Copyright RG SATOR © 2009-2013 Хостинг от uCoz