[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Теория Алхимии » Обсуждение символов, терминов и названий, используемых в алхимии » Алхимия в Древнем Египте
Алхимия в Древнем Египте
alchemyДата: Четверг, 03.02.2011, 23:31 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2058
Статус: Offline
Алхимия в Древнем Египте.

Эта тайная наука зародилась на берегах Нила, во времена фараонов и была частью наук изучающихся под сводами храмов и тишине святилищ. В большинстве книг описывающих историю алхимии, не оспаривается древнее происхождение этой науки, но ее описание начинается с "александрийского" периода (200-300 года нашей эры) и связывается с такими именами, как Белос из Мандеса (псевдо-Демокрит), Мария Иудейка, Зосима, Олимпиодор и другими. В отличии от древнейших времен, действительно эти алхимики оставили после себя книги рассказывающие про алхимические опыты и теории, что дает обильный материал для понимания развития этой науки. Некоторые исследователи прямо утверждают, что алхимия появилась именно в этот период времени, на стыке греческой метафизики, шумеро-вавилонской астрологии и египетских технологических знаний. Подобные утверждения господствуют и в современной науке, изучающей историю химии и естественных наук. Мы попробуем все же "погрузиться" в более древние времена и постараемся выяснить, действительно ли алхимия "современница" Клеопатры или она намного "старее".

Обратимся к книге Зосима "Конечный отчет":
"...Все царство Египта, существует благодаря двум искусствам: искусству минералов, полученных при удобном случае (своевременных минералов?), и искусству минералов естественных. Искусство, называемое священным, исходящее большею частью из догматического и преподаваемого искусства, данного жрецами, занимающимся искусственными продуктами и четырьмя искусствами. Что касается искусства металлов (естественных минералов), существовала царская монополия, состоящая в том, что только жрец мог толковать знания предков, передаваемое живым голосом или сохраненное в стелах, и даже обладая этим знанием, он его не применял, ибо его бы казнили...
... Но что касается своевременных красок, то ни один из иудеев или греков не распространял знания о них... Однако древних, а особенно Гермеса, упрекают в том, что знания о красках не были распространены ни открыто, ни тайно, и что на них не было даже намека. Только Демокрит описал их в своем произведении. Что же касается древних египтян, то они описали их символическими знаками на стелах в глубине и во мраке своих храмов - и сами эти краски, и управителей времени Египта. И если кто-либо дерзнет проникнуть в эти сумрачные глубины, пренебрегший ключем, он не сможет их прочесть, несмотря на всю свою решительность и усердие..."
По описанию Зосимы, можно сделать вывод, что в Древнем Египте существовало два независимых источника золота: приисковый или шахтный, контролируемый фараоном, и алхимический - происходящий в священных храмах, под наблюдением и руководством жрецов.
Но существуют ли еще факты, указывающие на существование алхимии в древние времена? Возможно клинописное письмо вавилонского царя Бурнабуриаша (1385-1361 г. до н.э.) египетскому фараону Эхнатону (Аменофис IV), немного поможет нам. В письме речь идет о качестве золота, полученом вавилонским царем от фараона: "...Когда 20 мин (мера веса, около 500 гр.) золота положили в печь, оттуда не вышло даже 5 мин чистого золота..." Трактовать это письмо можно с различных позиций, но то, что уже в то время, существовали методы "подделки" золота на государственнои уровне не подлежит сомнению.

В попытках выяснить суть дела, обратимся к мифам древних египтян. Возможно они расскажут или подскажут некоторые намеки на алхимию.
Рассмотрим космогонию, то есть мифы о сотворении мира и человека. В древнем Египте было несколько мифологических концепций о зарождения мира: Гелиопольская, Мемфисская, Гермопольская и Фиванская. Общее начало в них, едино, наш мир был сотворен из Хаоса - бескрайней и неподвижной холодной воды, окутанной темнотой и мраком. Дальнейшие действия различаются, придавая значимость Богам и определенным символам.
В Гелиопольской версии, после Хаоса родился Атум, который впоследствии создал или сам был неким холмом, что послужило "краеугольным камнем" (основой) для создания всех остальных богов. Сей холм, получил название Бен-Бен.
В Мемфисской космологии, среди бесконечного Океана, Бог Пта, являющимся землей, воплотил себя в этой бескрайности, создав при этом твердь. После чего, началось создание других Богов и всего остального.
В Гермопольской космологии все было довольно сложно: в Хаосе присутствовали разрушительные силы, которым противостояли Силы "Добра и Порядка", великая Огдоада (Восьмерка) Богов. Существенное примечание об этих Богах, то, что мужчины имели головы лягушек, а женщины - змей. Дальше больше, эти Боги, плавая в первичном Океане создали Яйцо и возложили его на первичный холм - "Огненный остов". В последствии из него вышел Бог Солнца - Хепри, "молодой Ра".
В Фиванской космологической модели, главную роль играет змей по имени Кем-атеф, некий образ Бога Амона, который и инициировал порождение всех иных Богов.
В целом можно определить "базисные" элементы всех изначальных концепций создания мира - Хаос и некоторая определенность, в виде Богов, "организующая" эту бесконечную Воду или Океан. Но, где же здесь проблески алхимии? С одной стороны их нет, но если иначе посмотреть на все космогонии, можно найти некоторое "рациональное зерно".

Теодор Мунданус "Квинтэссенция философов":
"... Я говорю, что эта пламенная вода найдена в каждых из тех соединений, которые называют элементами; поскольку Вы справедливо утверждаете, что после разделения материи, которая составляла Хаос, и первого уплотнения всех вещей, которые составляют наш Прекрасный Мир, не было никакого простого элемента, все содержат его, более или менее; остальные, наша материя - Воздушное и небесное вещество, к которому
присоединяется субтильная Земля ..."

Ли Бретон "Ключи спагирической философии":
"Союз духа и радикальной влажности, тем сильнее, чем свободнее смесь от примесей и экскрементов; это, говорят Философы, небо и земля, объединение супругов, брат и сестра. муж и жена, которые заключают себя в тесные объятия."

Аноним "Наставления Авраама к своему сыну":
"Вода - первый Элемент, дающая рождение каждому созданному телу, чтобы производить или быть произведенным ..."

Эгидиус Вадис "Диалог между Природой и любителем Философии":
"...очень удаленное вещество называется Hyle и это первый принцип любых вещей. Я скажу тебе, что об этом говорил Августин: " Когда я рассматриваю что-либо бесформенное, я в этом ничего не понимаю того, что я понимал, потому что, как не видя ничего, видим тьму и не слыша ничего, слышим тишину"; он имеет ввиду то, что Hyle есть нечто, что наблюдаем между чем-то и ничем ".

Аноним "Диалог короля Калида и философа Мориенуса":
"Arsicanus говорит Марии: Наша Вода имеет господство над нашей Землей, и она большая, светящаяся, и чистая, так как Земля создана с наиболее густыми и с наиболее грубыми частями Воды."

Ведь недаром, средневековые Адепты цитировали Библию, в особенности первую главу о сотворении мира, где речь и шла о бесконечном Океане над которым парил Дух Божий.

В одном из древнеегипетском мифе (про борьбу Осириса и Сета), есть интересный момент, это эпизод называется странствия Исиды.
"Исида полюбила царского сына и решила даровать младенцу бессмертие. Она кормила его не грудью, а давала сосать палец своей божественной руки; по ночам же она опускала маленького царевича в волшебное пламя, которое разводила в очаге, и огонь сжигал смертные части его тела. Пока ребёнок лежал в огне, Исида, превратившись в ласточку, с плачем летала вокруг вересковой колонны."
С учетом огромного влияния Исиды, такая "тонкая" деталь не могла пройти незамеченной сторонников алхимии, тем более "испытание огнем" считалось самым надежным, как в практическом, так и философском смысле.

На этом пока все. smile

(Могу выложить интересные фотографии, намекающих на алхимию в Древнем и Среднем царстве). Правда все это, несколько спекулятивно, как и сам текст.

 
dias144Дата: Пятница, 04.02.2011, 00:09 | Сообщение # 2
Алхимик
Группа: Проверенные
Сообщений: 622
Статус: Offline
Выложите конечно, если не трудно, тема интересная.

Заинтересовало вот это:

Quote (alchemy)
занимающимся искусственными продуктами и четырьмя искусствами.

А вот это немного непонятно:
Quote (alchemy)
существовала царская монополия, состоящая в том, что только жрец мог толковать знания предков, передаваемое живым голосом или сохраненное в стелах

Похоже что речь ведется о каком-то тайном знании, и врядли оно касалось добычи минералов шахтным способом.
А вот когда речь ведется о красках, то имеются в виду обычные краски или то чем окрашивают металлы?
Ну и конечно задокументированная история о том как реформатор-еретик Эхнатон вавилонскому коллеге по царскому цеху "фуфло двинул", очень повеселила. smile
 
postgardnerДата: Пятница, 04.02.2011, 00:26 | Сообщение # 3
Герметист
Группа: Администраторы
Сообщений: 903
Статус: Offline
Quote (alchemy)
Ведь недаром, средневековые Адепты цитировали Библию, в особенности первую главу о сотворении мира, где речь и шла о бесконечном Океане над которым парил Дух Божий.

Кстати, (надеюсь не слишком далеко от темы), хорошая возможность прояснить, что же делал Дух Божий над водой.
Так как и русское "носил­ся", "витал" не отражают сути процесса, а старославянское "ношá­шеся", как и латинское "ferebatur" слишком расплывчаты.
Слово "мерахефет" при буквальном переводе означает "трепетал", встречается в Пятикнижии только еще один раз: в книге Дварим (32:11) оно используется для описания орла, который, подлетая к гнезду, замедляет полет, чтобы не напугать птенцов, опустившись на гнездо неожиданно.
Отсюда и комментарий Раши к этому слову: "подобно тому, как голубь парит над гнездом".
И очень хорошее пояснение Василия Великого в книге "Беседы на Шестоднев":
"Как же Он ношашеся верху воды? Скажу тебе не свое мнение, но мнение одного Сириянина, который был столько же далек от мирской мудрости, сколько близок к ведению истинного. Итак он говорил, что Сирский язык выразительнее и, по сродству с Еврейским, несколько ближе подходит к смыслу Писания. Разумение же сего речения таково. Слово ношашеся, как говорит он, в переводе употреблено вместо слова согревал и оживотворял водное естество, по подобию птицы, насиживающей яйца и сообщающей нагреваемому какую-то живительную силу. Подобная сей мысль, говорят, означается сим словом и в настоящем месте. Дух носился, то есть приуготовлял водное естество к рождению живых тварей. "


Accipite res à mineris suis, et exaltate eas ad cacumina montium suorum, et reducite ad radices suas
 
dias144Дата: Пятница, 04.02.2011, 01:26 | Сообщение # 4
Алхимик
Группа: Проверенные
Сообщений: 622
Статус: Offline
Похоже что в таком контексте Дух это "сталь философов".
 
dias144Дата: Пятница, 04.02.2011, 01:28 | Сообщение # 5
Алхимик
Группа: Проверенные
Сообщений: 622
Статус: Offline
Хотя в египетской мифологии кажется речь идет о дистиляции.

Сообщение отредактировал dias144 - Пятница, 04.02.2011, 01:29
 
ВходящийДата: Пятница, 04.02.2011, 01:30 | Сообщение # 6
Группа: Гости





Последний правильно объяснял. «Водяной» пар (пар жидкости), наполняя «воды» (жидкости) божественной силой, разделил их на собственно воду и землю. Это основная операция алхимии. Теоретически процесс будет идти до исчезновения мирового океана и превращения земли в сухую безжизненную планету. Может быть увеличение массы земли еще до исчезновения вод приведет к глобальной катастрофе, к новой Луне, или еще «хрен» знает к чему. Этот опыт Гомера или прошу прощения, ГвиК (образование земли из воды) легко воспроизводится, причем в земле я лично обнаруживал много золота и серебра.
 
dias144Дата: Пятница, 04.02.2011, 01:51 | Сообщение # 7
Алхимик
Группа: Проверенные
Сообщений: 622
Статус: Offline
В опыте описанном Кирхвегером, земля получающаяся из воды это насколько я понимаю, трупики различных простейших и бактерий. Думаю что в них можно всю таблицу Менделеева обнаружить. Хотя философской ценности опыта это нисколько не умаляет.
 
alchemyДата: Пятница, 04.02.2011, 16:40 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2058
Статус: Offline
dias144

Зосима описывал естественные краски (природные и минеральные красители, как охра например) и искусственные, способные окрашивать металлы. Последние, в европейской алхимии получили названия тинктуры (окраски). smile

 
alchemyДата: Пятница, 04.02.2011, 17:24 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2058
Статус: Offline
Алхимия в Древнем Египте (продолжение).

Древние рельефы и изображения на стелах.

Принято считать, что это изображение фараона с ритуальными сосудами, которые почему-то по бокам снабжены ребрами (лепестками).

Достаточно "привычный" алхимический символ, с двумя змеями (официального толкования не нашел).

Фараон, с ритуальными сосудами. Интересный рисунок, за спиной фараона - нечто со звездой.

Стела, с ритуальными изображениями.

Снова, знакомые нам две змеи.

Трактовки нет, можно предположить все, что угодно. smile

Реконструкция "сакрального яйца" Гелиополиса.

Странные сосуды.

Ритуальный сосуд (керамика).

Ритуальный сосуд (диорит).

Ритуальный сосуд (керамика).

Ритуальный сосуд (керамика).

Ритуальный сосуд (керамика), некоторые считают, что это масляная лампа.

То ли лампа, то ли ритуальный сосуд. smile

Ритуальный сосуд (масляная лампа).

Часть стел и фресок, а также все сосуды датируются Древним и Средним царством (2707-1640 года до н.э.).

 
dias144Дата: Пятница, 04.02.2011, 17:59 | Сообщение # 10
Алхимик
Группа: Проверенные
Сообщений: 622
Статус: Offline
alchemy, интересный материал, очень необычный. Интересно, каково может быть назначение сдвоенных сосудов? А на самом первом изображении действительно фараон, он в царской короне, что же до ритуальных сосудов в его руках, то египтяне такие сосуды использовали при жертвоприношениях, а хранили в них пиво и масло - вполне подходящие материи для философского использования. smile
 
alchemyДата: Пятница, 04.02.2011, 23:06 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2058
Статус: Offline
dias144

Quote
А на самом первом изображении действительно фараон, он в царской короне, что же до ритуальных сосудов в его руках, то египтяне такие сосуды использовали при жертвоприношениях

Вполне возможно, так как подобный сосуд есть и на третьем изображении, правда форма сосуда несколько иная.

Сдвоенные сосуды, считают масляными лампами, по аналогии с такими вот сосудами:

Но, как можно определить тождественность весьма условная. smile

А вот этот сосуд, выпадает из всего ряда керамических изделий:

 
neboДата: Пятница, 04.02.2011, 23:15 | Сообщение # 12
Группа: Удаленные





alchemy, наверняка ведь были те, кто пытался разобрать, что могут означать иероглифы (хотя бы на первом и третьем фото)?
Я понимаю, что любой будет работать над этим в силу своего мировосприятия, но всё же...
На третьем (хоть и не всё видно) приводятся этапы каких-то действий, в результате чего происходит "возвышение" и обретение (возможно, преобразование) "жизни".
Благодарю, очень интересный материал. Ещё поговорим.)
 
neboДата: Пятница, 04.02.2011, 23:20 | Сообщение # 13
Группа: Удаленные





А сосуд на последнем фото мне сразу напомнил сердце.
И ещё возникла мысль, что такой сосуд достоин философского камня.)
 
alchemyДата: Пятница, 04.02.2011, 23:35 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2058
Статус: Offline
Господин Бертело в труде "Origines de l'alchimie" писал: "Между тем, до настоящего времени, мы не обнаружили следа древних лабораторий, которые должны были быть посвящены изготовлению металлов, стекла и драгоценных камней."

Как принято, мы стараемся увидеть аналогию с нашим пониманием самого принципа алхимии, то есть, нечто подобное средневековым алембикам, ретортам и прочее и прочее, забывая при этом, что "основа Природы и Искусства - простота". smile

 
dias144Дата: Пятница, 04.02.2011, 23:36 | Сообщение # 15
Алхимик
Группа: Проверенные
Сообщений: 622
Статус: Offline
alchemy,

Quote (alchemy)
А вот этот сосуд, выпадает из всего ряда керамических изделий:

У меня такие есть парочка, трехгорлые колбы называются. smile Очень полезная в опытах штука. А еще и с коническим дном, для отстаивания осадка, просто замечательно.
А вот интересно, если сдвоенные сосуды наполнить разными субстанциями и нагревать, то наверное их пары будут смешиваться, через переход?
Или к примеру наполнять только один, и осторожно нагревать, то более легкая фракция пара улетит в горло, а более тяжелая может перейти в другой сосуд и там сконденсироваться.
 
Форум » Теория Алхимии » Обсуждение символов, терминов и названий, используемых в алхимии » Алхимия в Древнем Египте
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Copyright RG SATOR © 2009-2020 Хостинг от uCoz