Дата: Четверг, 21.03.2019, 22:02 | Сообщение # 136
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2058
Статус: Offline
ЦитатаIamsvph ()
Пишет: "Ошибка 404. Страница не найдена. Данной страницы не существует!"
Поправил. Сама книга гуглится: Руководство к добыванию всякаго рода поташа: с приложением тѣх ремесл и производств, в которых он главнѣйше употребляется...
Цитата
(хорошо, что накрыли образец полиэтиленом, но на вид не очень герметично было, хотя и под стеклом, но со щелями, если годами работать в этом зале - есть риск аккумуляции "лишней" ртути, нужно выдавать "молоко за вредность")
Киноварь не настолько вредна, в обычной форме. В мелкой пыли еще можно LD увеличить, а в форме куска породы, очень сомнительно. Ровно, как и асбест.
Дата: Суббота, 23.03.2019, 16:57 | Сообщение # 137
Размышляющий
Группа: Пользователи
Сообщений: 108
Статус: Offline
Цитатаalchemy ()
Киноварь не настолько вредна, в обычной форме.
В 2013 были опубликованы результаты исследования, если кратко, то сочетание морского воздуха (или просто присутствие галогенов) + освещение высвобождает свободную ртуть из киновари (в виде потемнения), микрокапли которой легко испаряются. Так раскрылась мистическая история "картин убийц", где часто преобладали красные тона (киноварь).
Подробнее текст статьи с ходом исследования тут:
Бывает так, что картины хранятся в совершенно нормальных условиях, однако цвета на них все равно начинают темнеть. Особенно подвержена такой метаморфозе красная краска — это хорошо видно, например, и на многочисленных римских фресках, и на барочных картинах Петера Пауля Рубенса. Эти-то произведения никто не пачкал грязью и копотью, однако со временем они, как и творение великого Рембрандта, тоже почернели. Но почему? До последнего времени ученые не знали ответа на этот вопрос, однако недавно химик Катрин Кене из Амстердамского университета (Нидерланды) и ее коллеги смогли понять, в чем тут дело.
Как мы знаем, красную краску в те времена обычно получали из минерала под названием киноварь, который содержит серу и ртуть. Доктор Кене и ее коллеги еще шесть лет назад предположили, что киноварь может расщепляться в процессе целого каскада химических реакций, вызванных ионами хлора при содействии солнечного света. Таким образом, те произведения искусства, что хранились рядом с морем, оказываются в опасности — ведь морской воздух является источником этих самых ионов хлора. Да и солнечного света рядом с морем сколько угодно — особенно, если речь идет о Средиземноморье. Исследователи также предположили, что конечным продуктом этих реакций становится чистая ртуть. Именно она, накапливаясь в микроскопических дырочках и трещинках в краске, и вызывает почернение картин. Однако доказать это предположение было весьма непросто, ведь металлическая ртуть является весьма летучим веществом. Она достаточно быстро исчезает еще до того, как ученые приступают к анализу соединения, поэтому иногда совсем невозможно определить, в ходе какой именно реакции (если речь идет о каскаде) она образовалась.
Однако доктор Кене и ее соавтор доктор Кун Янсенс из Антверпенского университета (Бельгия) все же нашли выход из положения — они положили киноварь на платиновую подложку и капнули на нее водой, содержавшей ионы хлора, после чего на минерал направили лазерный луч. И как только он достиг киновари, так она сразу же почернела. После чего ученые приложили к киновари электрический ток, что привело к тому, что минерал отдал воде ионы ртути. Сами авторы работы признаются, что им весьма повезло — по счастливой случайности напряжение оказалось именно таким, какое требуется для того, чтобы металлическая ртуть рассталась с ионами.
Итак, после этого эксперимента всем стало ясно, что черный материал на картинах — это действительно "залежи" металлической ртути, которые образовались после реакции киновари с ионами хлора на свету. Ну, а раз причина потемнения установлена, то теперь реставраторы знают, как бороться с данной напастью. Интересно, что для этого вовсе не нужно хранить картины в темноте — достаточно лишь исключить попадание ионов хлора на киноварные краски. Доктор Кене считает, что такого эффекта можно добиться, покрыв полотно слоем специального лака.
Кстати, исследование Кене и Янсеса помогло разгадать еще одну загадку — на этот раз не научную, а, скорее, мистическую. Во все времена ходили легенды о "нехороших" картинах, которые будто бы убивали своих владельцев — люди приобретали их и через некоторое время умирали от неизвестной болезни. Такая же судьба настигала и тех, кто получал эту "нехорошую" картину в наследство. Причем чаще всего такими картинами-убийцами являлись полотна с обилием красной краски.
Теперь, когда выяснилось, что продуктом реакций разложения киновари является ртуть, все сразу стало ясно — именно этот металл постепенно и травил хозяев произведения искусства. Как видите, никакой мистики, а всего лишь обычная химия — точнее говоря, отсутствие надлежащих мер предосторожности…