Меню сайта



Александрийская алхимия (римский период).

Хотя родиной алхимии считают Египет, на данный момент времени не обнаружены материальные доказательства или письменные источники в виде иероглифических надписей в храмах или иных культовых сооружениях. Косвенные источники датирующиеся правлением Птолемеев, указывают на существование в более ранний период времени, существования определенных рецептов связанных с металлами и минералами, которые позже, в уже измененном виде вошли в Лейденские или Стокгольмский папирусы, или были использованы в алхимических рукописях I-III веков.

Папирусы.

Самыми ранними источниками по александрийской алхимии, являются три Лейденских папируса приобретенные одноименным музеем, датированные третьим веком нашей эры.
Первый папирус (папирус V) интересен прежде всего своим сходством с книгами Диоскорида, описывающих растения и минералы используемые для различных нужд, но он предшествует им, и в добавок, насыщен мистическими и магическими формулами. Реальные названия идут рядом с именами греческих и египетских богов, соседствующих с обозначениями частей человеческого тела и его жидкостей, таких как, кровь, слезы, желчь и так далее. Некоторые из этих символических названий перешли в алхимический лексикон: желчь змеи, Осирис, молоко черной коровы и другие. Два алхимических рецепта, более похожи на отрывки обширного рецепта, чем на самостоятельную практическую реализацию.

"Возьмите четыре золотых чешуйки и сделайте из них пластинку, нагрейте ее и погрузите в купорос, измельченный с водой (одна часть сухого купороса), истолките (одну часть) ... с сухой материей, и одну часть смешанной материи, выбросьте ржавчину и поместите в ..." 

Второй папирус (папирус W), менее всего содержит алхимическую информации, являясь скорее магическим и гностическим, показывающий переплетение тайных наук (алхимии и магии) с религиозными воззрениями того времени. Цитата из Агатодемона: "...небо - твоя голова, эфир - твое тело, земля - твои ноги, а вода окружает тебя; ты Океан, порождающий любое добро и питающий обитаемую землю."
В этом папирусе встречаем довольно интересное словосочетание - "четырехугольный (тетрагональный) нитр", на котором нужно рисовать сложные знаки и изображения.

Третий папирус (папирус X), является самым специализированным по алхимии и технологии, и самым цитируемым среди исторических исследований по возникновении химии. Он состоит из 75 рецептов приготовления металлических сплавов, 15 рецептов изготовления
золота и серебра, 11 рецептов окраски тканей и заканчивается извлечениями из книг Диоскорида, касательно минералов. При тщательном рассмотрении рецептов, можно установить, что они были извлечены из различных источников, различимых не только по
времени, но и по местности.



Очищение и упрочнение свинца.
"Расплавь его, вылей на поверхность пластинчатых квасцов и купороса, измельченных в мелкий порошок и перемешанных; свинец станет прочным."

Изготовление азема.
"Олово, 12 драхм; ртуть, 4 драхмы; земля Хиоса (Chio), 2 драхмы. В расплавленное олово добавь измельченную землю, затем ртуть, перемешай железом, и получишь (продукт)."


Манускрипты и их авторы.

Самые ранние алхимические манускрипты, датируются I-III веком н.э. принадлежат таким авторам, как:
Democritus (Демокрит), Eugenius (Евгений), Pammenes (Паммений), Isis (Исида), Comarius (Комарий), Chymes (Химес), lamblichus (Ямблих), Cleopatra (Клеопатра), Pibechius (Пибехий), Moses (Моисей), Maria (Мария), Petasius (Петазий), Ostanes (Останес), Hermes (Гермес) и Agathodaemon (Агатодемон).

Все трактаты ранних времен можно условно разделить на три группы:

1) Последователи Демокрита, различающиеся поверхностной окраской металлов и работой с различными сплавами. В эту группу относят Исиду, Ямблиха, Моисея, Останеса и Евгения. Бертло, правда, изначально включал сюда Синезия и Олимпиодора, не причисляя остальных к этой группе.



Демокрит (псевдо-Демокрит), автор нескольких алхимических трактатов, самый знаменитый из которых, "Physica et Mystica Democriti". В его книге отсутствуют ссылки на христианство и гностические мотивы, характерные для текстов II-III столетий, и на основании этого, считают, что автор жил в начале первого века. Его последователи и ученики, почитают Демокрита, как отца алхимии и родоначальника алхимической школы, основанной на простых рецептах и определенных материях. Методы, использовавшиеся Демокритом и его последователями, включали приготовление сплавов и поверхностную окраску металлов; они не использовали дистилляцию и длительное воздействие "духов" (мышьяка, ртути и серы), в отличии от Марии Иудейки, Комария и Клеопатры. 
"Я прийду и принесу из Египта трактат о естественных (вопросах), чтобы вы поднялись над вульгарным любопытством и смутной материей".

Исида. Псевдоним автора мифологически-алхимического текста "Исида Гору", дошедший до нас в двух версиях, отличимых первой частью, и идентичных второй. Судя по знаку луны находящемся в начале текста в одном из манускриптов, обозначающим одновременно и знак серебра, речь идет не о Горе, а скорее о ипостаси Гарпократа под именем Хонс, что может обозначать более древнее происхождение самого текста.
"Когда ты, мой ребенок, предварительно поймешь эти вещи, рассмотришь все созданное и порожденное, знай, что человек может породить человека, лев порождает льва, а собака - собаку. Если случается, что сущность порождается вопреки природе, то это чудовище у которого нет прочности и устойчивости. Природа очаровывает природу, и природа торжествует над природой."

Ямблих. Этот алхимик не идентичен известному философу, так как различается стилем и манерой написания текстов. Его практические рецепты более продвинутые рецептов Демокрита, но влияние последнего на Ямвлиха значительно.
"Возьми новый котелок, над ним помести сосуд и брось в него: одну или одну треть ртути, полторы или две унции чистого олова в виде опилок, и добавь небольшое количество масла; нагревай до тех пор, пока все не станет однородным."

Моисей. Начало одного из его трактатов, является измененным текстом книги "Исхода", и по этому предполагают, что автор был еврейским пророком. Но более вероятно, что автор принадлежал к александрийским эллинизированым евреям, имеющих небольшую школу, в которую могла входить и Мария, которую Зосима называл "сестрой Моисея".
"И Господь сказал Моисею: Я выбрал священника, названного Безелел (Beseleel), племени Иуды, чтобы он работал над золотом, серебром, медью, железом, над всеми хорошими камнями, над изготовлением хороших сосудов, и чтобы он был хозяином всех искусств."


2) Последователи школы Марии и Комария, использующие различные аппараты для дистилляции и сублимации. К школе Марии Иудейки причисляют Гермеса и Клеопатру. Вероятно, что и Агатодемон, также может быть включен в эту группу. Благодаря именно этой школе, наука химия, имеет в своем распоряжении дистилляторы, водяную баню и сублиматоры.



Мария, также прозванная Мария Иудейка, жила по видимому во втором веке, и являлась очень почитаемым и цитированным автором. Зосима, соотносил ее с сестрой Моисея, и возможно речь шла не о иудейском пророке, а о алхимике, авторе некоторых трактатов, предположительно написанных в тоже время (первый-второй век н.э.). К сожалению, до нас дошли лишь отдельные цитаты из трактатов Марии, но и по них можно судить, какой значительный вклад эта женщина внесла в развитие алхимии. Аппарат керотакис,
водяная, песчаная и зольная баня, усовершенствованный аппарат для дистилляций, сублиматоры, этими изобретениями пользуются в химических лабораториях и по сей день.
"...Когда исцеляющее образовалось само по себе и с помощью уксусного рассола, и доведено до зрелости, - сравняй его с божественным паром, либо в скляночке, либо на керотакиде. Возложи или разровняй и смотри, достиг ли ты завершения."

Тексты Гермеса, дошли до нас в виде фрагментов, не связанных с текстами Гермеса Трисмегиста описанных Климентом Александрийским, что говорит о различии автора или авторов (школы) пишущих в то время.
"Если вы не снимите с тел их телесность, и если вы не превратите в тело бестелесное, то не получите того, что ожидаете".

Агатодемон (Добрый дух). Божество, которому поклонялись в Греции и Египте, а позже, его имя фигурировало в гностических гимнах и надписях. Олимпиодор сомневался, был ли Агатодемон египетским философом, или мистическим ангелом, или добрым гением египтян.
"Смотри, ты, кто знает все, и узнаешь то, что знал Агатодемон. Некоторые говорят, что это очень древний важный человек, который философствовал в Египте. Другие говорят, что это таинственный ангел, или добрый гений Египта..."   

Клеопатра. Под этим псевдонимом до нашего времени дошло три трактата, один из которых - "Хризопея", представлен лишь одной рукописной страницей с изображением алхимических символов и приборов. Это вероятно, самые ранние рисунки подобного рода.
"Я начну эту книгу написанную косательно золота и серебра, как беседу между Философом Комарием и Божественной Клеопатрой. Эта книга не включает в себя иную нашу книгу, относительно огней и материй. Комарий, философ и верховный жрец, посвящает книгу Божественной Клеопатре."

3) Фрагментарные авторы, полные работы которых, утеряны и на основании этого, сложно поместить их в предыдущие две группы. К ним относят: Паммения, Химес, Пибехия и Петазиуса.



Памений, возможно это искаженное имя Фимена (Phimenas) из Саиса, единственного автора, который упомянут в лейденском папирусе: "Способ Фимена Саиского о приготовлении египетского азема". Это имя приближенное к Памменесу, считающегося наставником Демокрита, как об этом пишут некоторые алхимические тексты.  

Химес, упомянут Зосимой как древний автор, и как учитель Марии Иудейки; несколько его отрывков приводятся в трактатах Олимпиодора и Зосимы.
"Одно - это Все, и именно им Все породилось. Одно - это Все, и если Все не содержало бы всего, Все не родилось бы. Следовательно нужно, чтобы ты бросил Все, чтобы изготовить Все."

Пибехий. Мифологическое имя, эквивалентное Аполлону, а также эпитет Гора. Искаженное имя известного мага древности Аполлобекса (Apollobex), в более позднее время - великий алхимик, нашедший в Египте книгу перса Останеса "Корона". После чего, обратился к магу персов Осрону для перевода книги на "греческий и египетский". Упомянут вместе с Марией, Демокритом, Агатодемоном и Химесом, в тексте, который приписывают Зосиме.  
"Он говорит: "Заставь нагреваться воду естественной серы, так как жидкости - воды естественной серы." 

Питесис или Петазий (егип., подарок Исиды, греч. Исидор), возможно реальное имя алхимика и автора алхимических текстов. Упомянут в трактате Олимпиодора и Зосимой, как современника Гермеса.
"В свою очередь, философ Петазиус (Petasius), говоря о принципе Делания, соглашается с тем, что было уже сказано о нашем свинце, говоря: "Сфера огня удержана и сжата сферой свинца". И он продолжает, комментируя самого себя: "Это начинается с продукта, происходящего из мужской воды."


Алхимические авторы III-IV века:
Africanus (Африканус), Heliodorus (Гелиодор), Pelagius (Пелагий), Zosimus (Зосима), Synesius (Синезий) и Olympiodorus (Олимпиодор).

Авторы этого периода времени характерны своими комментариями на работы своих предшественников; именно благодаря их цитированию, до нас дошли отрывочные тексты многих алхимиков, книги которых, не дошли до нашего времени.



Африканус. Первый алхимический автор, который может быть датирован с большой точностью и имеющий настоящее имя - Юлиус Секстус Африканус (160-240 г. н.э.). Синклер в своей "Хронографии" пишет, что Африканус писал книги о медицине, сельском хозяйстве и химических материях. Так же, он написал труды по географии, как например, "История Армении" и по военному искусству. Суидас пишет, что лекарства предложенные Африканусом состояли из букв, колдовства и магических слов. Рукописи его напоминают тексты Зосимы и гностиков.
"Таким образом Африканус сказал: Это используется для окрашивания - металлы, жидкости, земли и растения."

Зосима. Один из самых важных алхимиков того времени, собравший многие алхимические трактаты и написавший, согласно Суидасу "Cheirokmeta", химическую энциклопедию в 28 книгах. До нас дошла лишь часть этого фундаментального труда, при чем, некоторые трактаты не написаны самим Зосимой, а приписаны ему. Продолжая экспериментальную практику Марии, и являясь ее последователем, он дополнительно внес в свои тесты мистические и христианские элементы, из-за чего часть трактатов не может быть интерпретирована, как практическое руководство. Таковы его "видения", наполненные мистическим символизмом, которые намного позже станут неотъемлемой частью алхимических гравюр.
"Состав вод, движение, рост, удаление и восстановление телесной природы, разделение духа от тела, и фиксация духа в теле; операции, которые не следуют из сложения чуждой природы, извлеченной из внешней части, но которые, вызваны единственной собственной природой, действующей на саму себя, произведенной от единственного вида, с (использованием) жестких и твердых минералов, и жидкостей, извлеченных из ткани растений; вся эта единообразная и многоцветная схема включает многократное и бесконечно изменяемое изыскание всех вещей, стремление природы, подчиненное лунному воздействию и соответствию времени,
регулирующих время и рост, благодаря которым, изменяется природа."


Синезий. Большинство историков не отождествления этого алхимика с Синезием Александрийским, епископом и философом. Одна из причин, что автор написал трактат до разрушения храма Сераписа в Александрии ( 391 г. н.э.), а Синезий прибыл в Александрию в
393, и не в качестве священника, а в роли ученика Гипатии.
"Говоря о растворении (металлических) тел, мы хотим сказать, чтобы ты их растворил и из этого сделал воды; чтобы они стали жидкостями и чтобы они затемнились (потемнели) и смягчились. Это то, что мы называем божественной водой, ртутью, хризоколлой, несгораемой (огнеупорной) серой."

Пелагий. Алхимик, написавший довольно темный трактат озаглавленный "О священном и божественном искусстве". Хотя в своем произведении Пелагий неоднократно цитирует Зосиму, вероятно, что основной текст более ранний, и лишь позднее был снабжен вставками и современными толкованиями (3-4 века н.э.).
"Древние философы, влюбленные в (науки) и исполненные (усердием), говорили, что любое искусство было изобретено для (использования) в жизни. Таким образом, плотницкое искусство предназначено для изготовления сиденья, ящика или корабля, при помощи лишь одной природной (материи) древесины. Также окрашивающее искусство, было изобретено, чтобы приготавливать достоверную тинктуру, производя достойное качество, и этим завершается искусство."

Олимпиодор. Историки не знают достоверно, кто и кем был автор алхимических текстов, писавший под этим именем. Написанное им, представляет исторические сведенья, характерные для своего времени ( 5 век н.э.). Он перечисляет реальные названия египетских месяцев, цитирует трактаты Птолемеевской (Александрийской) библиотеки, говоря о них, как о реально увиденных и прочитанных. Цитаты философов ионийской (милетской) школы: Фаллеса, Анаксимандра, Анаксимена и других, звучат убедительно, а описание Олимпиодором принципа вещей, включают характерные для этой школы термины и представления. Все это может служить доказательством того, что автор непосредственно читал и изучал трактаты этих философов, которые на сегодняшний день утеряны.
"Давайте придем к сущностному значению каждого из древних философов, и мы увидим, что все они устанавливают личную точку зрения, помещая ее во главу своей школы. В действительности это осложняет наше продвижение, в связи с некоторыми пропусками.
Частично подведя итоги, можно обнаружить как наши философы (химики), заимствующие у древних философов точку зрения, построили свою систему."



Разделение Римской империи, становление христианства и конфликты с язычниками, землетрясение и восстания, постепенно переместило центр алхимии сначала в Византию, Сирию, а затем в исламский мир. Александрия постепенно угасала, теряя носителей знания и само знание, оставшись яркой звездой на небосклоне истории.   


Список литературы:
F. Sherwood Taylor, "A Survey of Greek Alchemy", 1930.
M. Berthelot, "Collections des anciens alchimistes grecs", 1888.
M. Berthelot, "Les origines de alchimie", 1885
E. J. Holmyard, "Alchemy", 1990

Друзья сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ФАЗА Луны




ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ, ССЫЛКИ НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ



Copyright RG SATOR © 2009-2020 Хостинг от uCoz