Меню сайта



Алхимия в Древней Месопотамии

Древняя Месопотамия, является классической моделью области для создания колыбели цивилизации. Расположенная между полноводными реками Тигром и Ефратом, с обилием низменных равнин и обширных пустынных пространств, она погружена в созерцание собственного величия и для увековечивания себя на многие тысячелетия. На этих равнинных пространствах прошли и исчезли многие цивилизации, оставившие поразительный след в общей истории человеческой истории.

алхимия в древнем Шумере

Самыми первыми очагами цивилизации в этой области, были города-государства Древнего Шумера. Их построили шумеры, пришедшие из таинственного острова, и создавшие кроме того, письменность, орудия труда, колесо, сельское хозяйство, науки, строительство, законодательную базу, судоходство и многое другое. По прошествии времени, вторгшиеся в Древнюю Месопотамию семитские племена, явились созидателями новых цивилизаций - Аккада, Элама, Ассирии и Вавилонии. Именно к этому времени относятся сведенья, которые могут быть истолкованы с алхимическими воззрениями и их первыми, не легендарными проявлениями.      

алхимия в древнем шумере

Прежде всего, обратимся к археологическим памятникам. Большой интерес вызывает сосуды датируемый 3500-2000 годами до н.э., обнаруженные в местечке Tepe Gaura на территории Ирака, недалеко от современного Мосула. Один из них, представляет собой глиняный сосуд 256 на 496 мм, с характерным ободком, второй сосуд имел размеры 71 на 125 мм. Оба они находились в разных археологических слоях. Считается, что оба сосуда имели крышки и использовались в качестве дистилляционных аппаратов, подобных экстрактору Сокслета.

алхимия в ассирии

Третий обнаруженый сосуд имел размеры 365 на 535 мм, а четвертый специфический сосуд - 480 на  530 мм. Рядом с некоторыми из них были обнаружены животные экскременты, вероятно служащие своеобразным горючим для поддержания необходимой температуры во время экстракции или дистилляции.

алхимия в месопотамии

Современная реконструкция одного из этих сосудов демонстрирует суть данного аппарата, использованного для извлечения жидкостей из различных природных материй. Считается, что эти сосуды широко использовались для получения медицинских и парфюмерных препаратов: растительных эфирных масел, продуктов из асфальта и нефти, различных животных и минеральных веществ.  

алхимия в месопотамии

Помимо этого, также интересны изображения специфических печей и сосудов в них, которые были обнаружены на цилиндрических печатях и глиняных табличках. Некоторые изображения можно истолковать, как алтарные или храмовые приношения. Тем не менее, археологические раскопки в некоторых областях Месопотамии, доказывают наличие множества печей, используемых для обжига керамики, выплавки металлов, а также для получения стекла.

алхимия в месопотамии

Некоторые из этих печей назывались KURI SA SIKNAT ENDIT-PEL-SA, и могли создавать температуру от 850 до 1050 градусов. В Самарре (Samarra) найдена печь способная выдавать температуру до 1100 градусов, она использовалась для выплавки стекла. Самые ранние из подобных куполообразных печей датируются пятым тысячелетием до нашей эры.

И хотя в те времена, наука была сосредоточена в храмовых комплексах, тем не менее, есть сведения и об отдельных персонах не принадлежавших касте жрецов, тем не менее, занимающихся различными химическими и возможно, алхимическими исследованиями.

женщина алхимик

Одним из таких исследователей была женщина по имени Таппути (Tapputi-Belatekallim), которая жила около 1200 году до н.э. в Древнем Вавилоне. Она широко использовала методы дистилляции при приготовлении различных масел, медикаментов на основе мирры, бальзама, кипариса и цветов аира. Кроме того, она работала с исследователем (или исследовательницей) по имени ...ninu (первая часть имени утрачена). Эти сведенья написаны в обнаруженной глиняной табличке, в которой также упомянут трактат по извлечению эфирных масел из растительного сырья. Кроме того, эти исследователи ассоциируются с революционными методами дистилляций, а также использованием различных растворителей, таких как дистиллированная вода и хлебный спирт. И хотя нет прямых указаний на занятия алхимией, тем не менее можно проследить некую параллель с Марией Иудейкой, египетской Клеопатрой и другими женщинами алхимиками.

До нас дошли множество глиняных табличек с химическими рецептами, некоторые из которых, можно толковать с алхимическими операциями и действиями. Наиболее характерными, являются тексты описывающие получение драгоценных камней из морской гальки и производство металлических сплавов похожих на серебро. Приведем перевод текста (Bab. K. 713), написанного на небольшой глиняной табличке, найденной среди литературных текстов из царской библиотеки Вавилона, ориентировочно 1124-1103 годах до н.э. Следует заметить, что это копия более раннего текста, сохраненная для коллекции текстов правителя того времени.

алхимические тексты древнего вавилона

"Для (количество) 5 шекелей (истолченного) pappardillu (papparminu) - 1 камень (не разборчивая строка) смешайте одну треть горного меда, 10 шекелей ta, один sulu молока, 4 шекеля красной щелочи (и) половину sila вина, все вместе. Проверьте (смесь) при воспламенении 2 древесных углей, и если угли не производят пламя (трудный синтаксис), это не надежно; если угли воспроизводят пламя, это надежно. (После чего), лейте (смесь) в каменную миску (из?) algamis камня, закройте ее и замажьте тестом. Нагревайте ее в течении целого дня на бездымном огне. Возьмите смесь и ...(лакуна) (лакуна)... в течение пяти дней, это станет надежным (крепким). Пропитайте его в (жидкости)... Варите в квасцах и ... в уксусе. Погрузите (камень) в жидкость цвета лазури и поместите его в огонь и (тогда, имеете) dusu - окрашенный камень. Древний оригинальный текст из Вавилона. Собственность Nebuchadnezzar I (Навуходоносора I), царя Вавилона."  
Основной проблемой, кроме интерпретации, является вопрос был ли этот текст единым рецептом или двумя различными рецептами, объединенных в силу тех или иных обстоятельств. Некоторые исследователи склоняются к мнению, что речь идет о двух разных рецептах, один из которых, касается получения камня путем огня (температурного воздействия), другой - использования жидкости (определенного растворителя) в процессе производства. Тем не менее, эти рецепты очень похожи на алхимические операции александрийских и более поздних алхимиков, которые писали об испытании Камня огнем и об операции, известной, как "вываривание". Фактически речь идет об "окрашивании", алхимической операции способной изменить внешний вид камня или металла, и сделать их более благородными.

Следующий текст (K. 7942 + 8176) найден в библиотеки Ашурбанипала (Assurbanipal) в Неневии, также размещен на небольшой пластинке и состоит из нескольких колонок с 60 и 80 строками.

алхимический текст древнего вавилона

"(лакуна) расплавьте [...] в огне. Впоследствии [Вы делаете...] (с) серой [...], Вы вытягивайте белое [завесу] в [...]. Впоследствии [Вы...] одна четверть шекеля [...] минерала. [Вы...] в красных одеждах. Расплавьте [...] в огне. (Тогда) смешайте в одном процессе [оба расплавленных компонента]. Вы бросаете (это) в воду, и Вы вынете (ее) [...].... Не будьте небрежны (относительно этих инструкций); не [показывайте] (процесс) никому.
[Вы бросаете (?)] 2 шекеля минерала im.gid.da в один мин неочищенной (?) меди (также) 6 шекелей бронзы. [Ваш] смесь обернется (соединится) в серебро. Как только это положено (в форму), это вспыхнет с пламенем, благодаря (использованию) масла и муки (помещенных в него). Когда начищено и отполированы эти (объекты) ziqpu (или ziqiptu) серебро. Это (довольно) серебряное и не [может] [быть обнаруженным].
В один мин усовершенствованных, медных (движение) половина [mina...], 1 шекель олова, 2 шекеля [im.gid.da материал]. Это тает; это будет брошено [и] сделано вспыхнуть в пламени через (использование) нефть и мука (помещенный в него). Когда протерто и полируется (эти объекты), ziqpu (или ziqiptu) серебра. Это (довольно) серебряное [и не может быть обнаружено]."
В данном рецепте, речь идет об однозначной алхимической манипуляции, приводящей некую смесь к серебру или не отличимую по внешнему виду (возможно и по пробам) форме этого металла. Существенную роль в данном рецепте отводится минералу (камню) im.gid.da, способным изменить сплав меди и бронзы в серебро (или сплав внешне похожий на серебро). Также мы можем выделить и характерный признак алхимического текста, когда упоминается о тайне процесса и запрете его разглашения. С большей уверенностью можно сказать, что мы имеем классический алхимический рецепт, демонстрирующий процесс аргиропеи (сереброделия) времен александрийских алхимиков.

Подведя итоги этой небольшой статьи, можно достаточно определенно сказать, что алхимия имела место быть у народов Междуречья. Развитые химические познания того времени тесно переплетались с медициной и алхимией, и составляли определенный базис науки того времени, наравне с астрологией и магией. Это была неотъемлемая часть мировоззрения людей того времени и вычленять одно, отбрасывая все остальное несколько  контрпродуктивно.

Мы привели лишь небольшую часть фактологического материала и надеемся, что продолжим исследование, касающееся алхимии на территории  Древней Месопотамии.

Список использованной литературы:

A Dictionary of Assyrian Chemistry and Geology, Reginald Campbell Thompson, 1936
A. L. Oppenheim, Mesopotamia in the Early History of Alchemy, in Rev. d'assyriologie, vol. LX, 1966
Chemistry and Chemical Technology in Ancient Mesopotamia. Martin Levey. 1959
Some chemical apparatus of ancient Mesopotamia, Martin Levey, J. Chem. Educ
The Refining of Gold in Ancient Mesopotamia,  Martin Levey, Chymia, Vol. 5 (1959), pp. 31-36
Early Muslim Chemistry: Its Debt to Ancient Babylonia, Martin Levey, Chymia, Vol. 6 (1960), pp. 20-26
Speiser, E., Tobler, Arthur J., Excavations at Tepe Gawra, 1950
Studies in Ancient Technology, Vol. 1, 1955
A. Leo OPPENHEIM, Dan BARAG, Axel VON SALDERN, and Robert H . BRILL, Glass and Glassmaking in Ancient Mesopotamia, 1970

 


Друзья сайта

Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Locations of visitors to this page





ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ, ССЫЛКИ НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ



Copyright RG SATOR © 2009-2013 Хостинг от uCoz