Начала алхимической философии
Предисловие
Предисловие
Первоматерия – невидима, неощутима и строго говоря, не существует
«Мозг софистов устроен как глаз, они верят и размышляют только о том, что видимо». (Жан-Пьер Фабр)
«Все остальные смертные существа произошли и зародились из Mysterium increatum (не сотворенной тайны), это следует понимать так, что никакое создание не было сотворено раньше, позже или отдельно, но все они были созданы вместе. Потому, что высочайшая тайна и великое сокровище Творца заключалось в том, что образ всех вещей находился в increatum не в виде формы, не как сущность, не как качество, но они были в increatum как образ леса, непонятный до тех пор, пока не будет срублен другой лес: так распознается образ.» (Парацельс)
«Квинтэссенция, не обладает никакими качествами присущими элементам.» («Alchimia dialogi duo» Giovanni Bracesco)
«Зосимос сказал относительно негашеной извести: я объясню вам все ясно. Знайте, что подобный алебастру камень называют «мозгом», потому что он - это, то, что фиксирует каждую неустойчивую краску.»
«Она [Теосибея] сказала: Объясните мне ваши слова относительно «нестритис».
Он [Зосимос] сказал: Это – негашеная известь, когда это становится камнем, который мы называем «нестритис», а так мы называем этот «нестритис» потому, что в нем сила белизны. Что касается [почему мы называем это] негашеная известь, потому, что краска скрыта в нем, как огонь скрыт в негашеной извести. Что касается [почему мы называем это] «мозг», краска скрыта в нем в ее точности так же, как, мозг содержит идею (мысли), и люди могут видеть мозг, в то время как они не могут видеть идею в нем. Аналогично, белый цвет виден в камне, в то время как краска, скрытая в его глубинах, не видна.» («Книга рисунков»)
«Именно то, что является краской не увеличивает никоим образом вес тела; так как, что его красит - а именно дух не имеет веса.» («Книга Кратеса»)
«Все они происходят, но недоступны глазу простого человека, а глаза, понимающие и наделенные воображением, постигают их с верой и истинным видением». (Сендивогий, «Новый химический свет»)
Центр вещества
«Первоматерия исходит из одной вещи, а не разделенных вещей, или вещей со свойствами и известных». (Абу ал-Касим)
Мы много слышали о «центральной соли», о воде, бьющей из глубин скалы, о дыме, который поднимается из центра Земли.
Не менее нам знаком и огонь сходящий с небес, роса и дождь, проливающиеся на землю, астральный свет излучаемый звездами.
Это одна и та же вещь, главное качество которой исходить из центра.
Вещество это «Адам несущий в себе невидимую Еву», истинную мать металлов и всего сущего. Молоко этой вечной Девы (иногда и более образно «девственница-проститутка» ибо дает жизнь всему и со всеми «совокупляется», но «вещественно» ни с чем не соединяется и не истощается, именно это «неиссякаемый фонтан») и есть роса, выпадающая на руно Гедеона, «сталь философов» притянутая Магнитом.
«Есть ведь в любом теле центр и место, например семя или точка спермы, и всегда 8200-я часть, так же в себе содержит зерно пшеницы; и по другому это не может быть.» (Сендивогий, «Новый химический свет»)
Где находится центр куска руды? Жидкости налитой в колбу? Препарирование веществ с помощью кислот и подобных реагентов напоминает действия человека стремящегося обнаружить душу, копаясь во внутренностях. А ведь нам необходим этот центр, если мы хотим извлечь семя. Химические методы напоминают, по меткому выражению Сендивогия, попытки произвести ребенка, соединяя ногу мужчины и руку женщины.
«Подойди к водам Нила и здесь ты найдешь камень, который имеет дух. Возьми его, расколи и извлеки сердцевину, ибо душа его в середине». (Останес)
Центр это тайный огонь
«Огонь выше всех элементов и действует во всех них». («Liber Platonis quartorum»)
«Сера есть летучее золото, первичный двигатель, который вращает колесо и ось в круге». («Розарий»)
Вращает круг то, что называется «огнем колеса», но «первичный двигатель», ось характеризуются тем, что производя действие они сами в нем не участвуют, т.е. в нашем случае не проявляются как участник операций.
Обычное вещество выступает в Делании как носитель действующего агента
«Живой дух, какого в мире нет, пронизывающий все тела». («Розарий»)
«Вы должны смотреть или понимать, что море рождает облака, которые приносят святую воду, и которые освежают землю и способствуют тому, чтобы зерна и цветы выросли. Таким же способом, наше облако, происходящее из нашей составной части и транспортирует божественные воды, освежает растения и составные части и не нуждается ни в какой другой вещи, произведенной любой другой почвой.» (Комариус)
Облако в данном случае носитель воды, точно так же как и любое вещество – носитель «божественной воды». Вернее может им стать.
«Когда она (т.е. превоматерия) где-нибудь проступает, то надевает некоторые одежды, особенно в местах, где не может за что-либо держатся». (Сендивогий, «Новый химический свет»)
Приготовление или режим
Филалет говорит здесь о правителях (rege) совсем не в политическом смысле (этих он скорее презирал, чем стремился к их признанию). Режим (regimen) это управление, то чем занимаются короли (rex) и... алхимики. Именно поэтому алхимия названа Королевским Искусством (Ars Regia). Правитель находится в самом центре государства и, не действуя, сам он заставляет действовать других, так же как тайный огонь.
Душа человека во время беременности нисходит сквозь планетные сферы «обрастая» присущими им качествами и в конце концов достигает подлунного мира. То, что происходит в это время в матке, казалось бы, не очень похоже на «формирование» души, но именно эти земные процессы управляют нисхождением. Все эти многочисленные «режимы» Сатурна, Марса, Луны, «этапы» огня, воздуха, воды имеют ту же цель: производя определенные земные операции низводить наш огонь с Неба, что бы он проявился в виде первого вещества – воды.
Вода философов
«Простаки заняты огнем, философы водой». (алхимическая поговорка)
«Посему, когда мы говорим о «нашем сосуде», подразумеваем «нашу воду», когда говорим об огне, опять подразумеваем воду, и когда рассуждаем о горне, то не думаем, что это отлично от воды». (Филалет)
«Божественная» вода – первое и единственное философское вещество: достаточно «плотное», чтобы быть видимым, и слабо дифференцированное, чтобы не слишком удалятся от Центра. Именно поэтому она описывается через противоположности – качества материи в ней не слишком удалены друг от друга.
И когда у нас есть вода, темный корень Искусства и Дух «носящийся над водами» наступает время:
Сотворение мира
«Образование камня осуществляется по точной копии сотворения мира». (Жан д`Эспанье)
Эпилог
«То, что вы так долго ищете, не может быть найдено с помощью силы
или страсти. Это может быть достигнуто лишь терпением и смирением,
через подлинную любовь. Так Бог дарит сию чудесную
и безупречную науку своим верным слугам,
а именно тем из них, которым он
разрешил извлекать ее
из естественной
природы
вещей.»
или страсти. Это может быть достигнуто лишь терпением и смирением,
через подлинную любовь. Так Бог дарит сию чудесную
и безупречную науку своим верным слугам,
а именно тем из них, которым он
разрешил извлекать ее
из естественной
природы
вещей.»
Автор статьи "postgardner".